Корреспондент «Труда» - о своем участии в гонке «тур де Франс на своих двоих»
Катится к закату август, а с ним и лето. И разговоры вернувшихся отпускников обретают ностальгический оттенок: море, пляжи, дача... Все традиционно и все, увы, уже в прошедшем времени. Но есть, есть люди, которые пляжной неге и дачным шашлыкам предпочитают настоящие приключения! Корреспондент «Труда» Георгий Настенко недавно вернулся из Франции, где он в составе «российской» команды совершил многодневный пробег, преодолевая на своих двоих ежедневно как минимум по 28 км. И при этом он еще успевал и по сторонам смотреть...
Поучаствовать в гонке «Тур де Франс» — давняя моя мечта. Не путайте: речь идет не о знаменитой велогонке, а о беге. Командная эстафета «Беговой Тур де Франс» проводится с 1989 года, но потом устроители велогонки вдруг заревновали и запретили использование бренда «безлошадным» бегунам. И эстафета с 1997-го обрела другое — поэтичное название: «La France en Courant» («Протекая по всей Франции»).
Большинство ее участников — французы. Но вот уже четверть века на старт выходит и «российская» команда. Точнее, русскоговорящая. Ее набирает страстный энтузиаст бега Сергей Краснобаев. Еще в 1980-х он участвовал в экстремальных пробегах в Памире, на Алтае, Сахалине, БАМе, а позже и сам организовывал пробеги по экзотическим местам. Там же Сергей познакомился с французами, приезжавшими в СССР за экстримом, в том числе и Андрэ Сурдоном, бессменным руководителем «La France en Courant». Да, все в этой жизни делается по знакомству...
На сей раз кроме россиян Сергея Краснобаева, Дмитрия Федотова, Ирины Хренковой и вашего корреспондента в нашу команду «Диво Сибелко» вошли украинец Александр Побережный, много лет работающий в Москве, русскоязычная американка Ферн Гринвелл и гражданка Молдавии Валентина Краснобаева, жена нашего командора.
Теперь собственно о действе, в которое я оказался погружен на две недели из своего законного отпуска. Выглядит это так. Ежедневно участники из девяти команд, передавая эстафету через каждый километр, пробегали по 120 км утром и 80 км днем. Таким образом, каждый в нашей команде преодолевал по 28 километровых отрезков ежедневно. Всего вышло более 400 км на брата за две недели. Много это или мало? Я бы сказал так: более чем достаточно.
Среди бегунов были и настоящие асы. Скажем, многократный чемпион Франции по марафону Доминик Шевалье, двукратный призер Всемирных универсиад в беге на 1500 метров Алекси Абрахам, победительница пробегов Валентина Краснобаева — все они участники Олимпийских игр... Правда, золотые для легкой атлетики годы у них, как правило, позади (возраст названных спортсменов колеблется в районе 45-55 лет), но ноги-то помнят! Среди соперников помоложе были и те, кто этими самыми ногами элементарно зарабатывает, участвуя в коммерческих соревнованиях. Однако на «La France en Courant» не разбогатеешь: каждый бегун из команды-победительницы получает по 400 евро, серебряные призеры — по 350, бронзовые — по 300. Плюс лидеры имели гонорары от спонсоров. Спонсоры также оплачивают стартовый взнос каждой команды (400 евро на участника). А бегуны на время соревнований обеспечиваются бесплатным питанием, медобслуживанием, ночлегом и транспортом.
Так что главный для нас стимул — не заработок, а возможность проверить себя в трудном деле. Конечно, вы можете наряду со спортивными испытаниями держать и экзамен по любознательности — если еще остаются силы крутить головой... Где еще можно вот так, глаза в глаза, столкнуться с самой настоящей, не туристической французской глубинкой? Поверьте, в эти места не каждая птица залетит, сюда редко заносит жителей крупных городов Франции, не говоря уж об иностранцах. Так принято на этих соревнованиях: трассу пробега прокладывают каждый раз по новому маршруту, но обязательно вдали от магистральных трасс и мегаполисов. Вот и нынешним летом на протяжении 2700 км, которые наша эстафета преодолела за 14 дней, самыми крупными населенными пунктами на нашем пути были городки Гайяк, Бриансон и Берней, в каждом из которых проживает не более 10 тысяч человек.
Зато на две недели мы просто забыли, что это такое — поток машин на дороге, выхлопные газы. Авто проезжали мимо нас в среднем раз в час (не беру в расчет судейские машины, контролирующие ход эстафеты). А вокруг сплошь сельские пейзажи, почти не тронутая цивилизацией природа. Вот уж никак не ожидал, что ее осталось еще так много в самом центре Европы!
Между прочим, чтобы проложить такой маршрут, организаторы в лице шефа «La France en Courant» Андрэ Сурдона и составителя маршрута Даниэля Менара проводят титаническую работу. Планирование трассы начинается почти за год, в сентябре. Проехав по новому маршруту, Сурдон рассылает письма муниципальным властям с просьбами о содействии и сотрудничестве. А мэры, как известно, бывают разные. Кто-то с радостью оказывает содействие бегунам, кто-то соглашается без энтузиазма — что называется, от сих до сих. А есть и те, кто недовольно воротит нос — и тогда организаторам приходится искать обходные пути... Но в феврале маршрут уже составлен, согласован, утвержден и вывешен на сайте «La France en Courant».
А потом начинается... Итак, 28 раз (14 раз днем и 14 раз вечером) командам устраивают финиш в центре городков. Частенько местные жители, оповещенные заранее, выходят на улицы, приветствуя бегунов флажками, криками и даже фляжками с вином. Километров за 10-20 до финиша к участникам пробега присоединяются местные энтузиасты в кроссовках. На одном этапе нас встречал сам мэр на велосипеде! А в другом городке мэр развлекал нас песнями на банкете, который сам же для нас и организовал. И уж крайнее радушие проявил еще один градоначальник, в порыве чувств предложивший мне прямо в трусах и майке сфотографироваться в его рабочем кресле в кабинете. Вот она, демократия в действии...
Велосипедисты во французской глубинке — отдельная тема. Их очень много, они разного уровня подготовки и возраста. Но каждый из них неизменно крикнет тебе «бонжур», даже хрипя от усталости на подъеме. Кто-то крутит педали по Франции налегке, а кто-то — навьюченный подсумками, котелками и ковриками. Такой вид путешествия французы выбирают не из соображения экономии, а из желания быть поближе к природе и истории. На одном из привалов мне довелось пообщаться с владельцем крупного автомобильного производства, колесящим по стране с 10-летним сыном.
А в предгорьях и в горах нам то и дело попадались представители пешего туризма. Группы по пять-шесть человек шагают с легкими рюкзачками за спиной. А поклажа потяжелее навьючена на семенящего рядом ишачка. Как правило, пеший народ готовится к походам заранее, рыская в архивах, изучая семейные хроники. Люди ищут корни, осматривая старинные кладбища, монастыри и замки...
Временами я завидовал этой никуда не спешащей публике. Сколько раз, пролетая, проплывая или пробегая мимо чего-то интересного и красивого, даешь себе зарок: надо бы обязательно вернуться в эти края, рассмотреть все без спешки. Но, положа руку на сердце, часто ли мы туда возвращаемся? А тут все-таки кое-что удалось и увидеть, и поговорить с любопытными людьми. И, конечно же, испытать себя на пределе физических возможностей.
Помню, как только я финишировал на заключительном своем отрезке, через две недели после старта, первой моей мыслью была эта, нехитрая: «Больше никогда! Ни за что!»
Но сейчас, когда и ноги отошли, и воспоминания обрели романтическую дымку, начинаю подумывать: а почему бы еще разок не пробежаться — через год?
P.S. Подробные репортажи нашего корреспондента о пробеге по Франции читайте на сайте «Труда».