Научный консультант аукционного дома Christie's Валентин Скурлов издал буклет «Крым и Фаберже»
«Крым и Фаберже» — так называется буклет, изданный экспертом, научным консультантом аукционного дома Christie’s, ученым секретарем Мемориального фонда Фаберже Валентином СКУРЛОВЫМ.
Валентин Васильевич был в Ливадийском дворце в тот момент, когда туда вернулась в числе других предметов, найденных сотрудниками ФСО в одной из бывших резиденций украинских властей, серебряная чаша работы Фаберже. Ничего не скажешь — начальственные хоромы украшались настоящими раритетами!
«Сам подбор вещей и то, что они лежали на складе, свидетельствует, что все это готовилось к вывозу из Крыма украинскими владельцами, — говорит эксперт. — Теперь раритеты возвращаются в культурный оборот России».
Вернулась в нашу культуру и история изделий Фаберже, связанных с Крымом, которую рассказал Скурлов в своем энциклопедически богатом буклете. Какие тут сюжеты! Например, поездка Евгения Карловича Фаберже в 1912 году в Ливадию с поручением от отца лично вручить императору пасхальное яйцо из ляпис-лазури с миниатюрным портретом наследника Алексея. «Камергер провел меня к Его Величеству, который очень тепло принял меня. Мы остались тет-а-тет, он был восхищен очаровательной идеей отца, и ему очень понравилось яйцо. Он взял меня под локоть и подвел к окну, чтобы показать самый красивый вид Ялты и Черного моря, и объяснил различные достопримечательности», — это из письма Евгения Фаберже.
Что же так восхитило императора в изделии знаменитого ювелира? Внутри яйца был сюрприз — платиновый двуглавый орел с бриллиантами и миниатюрным портретом цесаревича Алексея. Миниатюра с двух сторон защищена горным хрусталем — можно было видеть не только лицо, но и затылок мальчика. Сейчас это яйцо, исполненное в стиле Людовика XV из бухарского лазурита, украшенное золотым узором и монограммой Александры Федоровны, хранится в музее Ричмонда (США). А было подарено императрице к Пасхе 1912 года.
Ливадию любили и родители последнего русского императора. В 1891-м здесь отмечался 25-летний юбилей свадьбы Александра III и Марии Федоровны. В Крым прибыли датский король Христиан IX и королева Луиза, принцесса Уэльская Александра, сестра Марии Федоровны, принцессы Мод и Виктория, племянницы русской императрицы. Николай Александрович в дневнике отмечал: «Радостный день 25-летия свадьбы дорогих Папа и Мама. Утром они получили подарки от семейства, мы пятеро подарили Папа золотые ширмочки с нашими миниатюрами...»
В начале 1892 года фирма Фаберже выставила царским детям счета за те самые золотые ширмочки. Каждый заплатил свою долю в размере 356 рублей 25 копеек — всего 1425 рублей. Наследник Николай Александрович оплатил вторую половину.
Истории о пребывании в Крыму Шаляпина, Коровина, Рахманинова, Есенина тоже поместились в буклете. А повествование про золотой портсигар «Крым» добавляет штрихи к портретам русских предпринимателей, осваивавших крымскую землю. Фабрикант Александр Кузнецов, крупнейший продавец чая, поставщик императорского двора, был преобразователем Фороса. Его наследник Григорий Ушков в 1913 году решил продолжить начатое дело по строительству электрической железной дороги. Золотой портсигар работы фирмы Фаберже с изображением рельефа Южного берега Крыма должен был привлечь внимание возможных влиятельных покровителей к грандиозному проекту. Если бы не Первая мировая война, владелец Фороса пустил бы электричку от Севастополя до Алушты. Но железнодорожная колея осталась лишь на портсигаре, выложена она сапфирами. Путь от Севастополя до Ялты усыпан рубинами...
«Портсигар «Крым» выставлялся в 1989 году на аукционе Christie’s, ушел неизвестно кому за 125 тысяч долларов», — рассказывает искусствовед. Он убежден: «Вещи должны возвращаться на место. Необходимо сделать Крым нашей музейной жемчужиной».