В Выборге победили картины о личном

Завершился двадцатый фестиваль российского кино «Окно в Европу»

Кинообозреватель «Труда» отмечает, что главные награды достались картинам, режиссеры которых во время работы опирались на собственный опыт.

В номинации «Лучший игровой фильм» в этом году победили сразу две картины – «Все ушли» Георгия Параджанова и «Шопинг-тур» Михаила Брашинского, награжденный также призом Гильдии киноведов и кинокритиков. Награды получили не только режиссеры: призы были вручены оператору картины «Все ушли» Сергею Мачильскому и сыгравшей одну из главных ролей в «Шопинг-туре» Татьяне Колгановой, из чего можно сделать вывод, что обе эти картины стали главными событиями выборгского фестиваля. У философской притчи Параджанова, которую режиссер называет своим личным «Амаркордом», и насыщенного юмором хоррора, снятого Брашинским, есть нечто общее – обе картины связаны с личным режиссерским опытом. «Все ушли» рассказывает о мужчине по имени Гарри, который возвращается в любимый Тбилиси, где рос, и пытается вернуть себе детство, но оказывается, что дважды войти в один город так же невозможно, как в одну и ту же реку – несмотря на встречи с чужими снами и воспоминаниями о похоронах, которые не казались маленькому Гарри чем-то бесповоротно трагическим. «Шопинг-тур» также не лишен установки «помни о смерти» – его герою Михаил Брашинский отдал горькое событие собственной юности: пятнадцатилетний школьник, потерявший отца, едет с матерью на автобусе в Финляндию, чтобы отвлечься от утраты, и снимает происходящее на мобильный телефон. Камера, однако, запечатлеет не финские красоты, а финских каннибалов, которые бросаются на приезжих с целью их сожрать: но помимо общего комического абсурда в «Шопинг-туре» имеется и упоминание о том, что Финляндия занимает одно из главных мест в мире по количеству суицидов.

Среди анимационных фильмов лучшим был назван «Заснеженный всадник» Алексея Туркуса – тоже картина-воспоминание о детстве, посвященная памяти отца. А в документальной программе лауреатом стала Ирина Васильева с картиной «Кино кончилось» о женщине, оставившей свою семью – за своей героиней режиссер наблюдала десять лет. Приз зрительских симпатий «Выборгский счет» достался фильму Егора Баранова «Соловей-разбойник», к которому Иван Охлобыстин написал сценарий, сыграв при этом и главную роль. И хотя история Соловья-разбойника, решившего бороться за народное счастье, была придумала девять лет назад, нынешний политический статус Ивана Охлобыстина, связанный с партией «Правое дело», и ее позволяет считать личным опытом/