МАШИНА ПО ЧАСТЯМ

За пять лет объем автокредитов в России увеличился в 17 раз. Три четверти выданных займов приходится на регионы, однако там условия по кредитам хуже, чем в Москве.

Еще пять лет назад автокредиты предоставляли всего 10 банков, а воспользоваться услугой можно было только в Москве. Активно выдавать займы на автомобили банки стали в 2004-2005 годах. Их интерес понятен: человек, берущий машину в кредит, вряд ли захочет с ней расставаться, а это значит, что, скорее всего, он вернет деньги.
К 2006 году конкуренция в Москве обострилась настолько, что ставки по кредитам были снижены до 9% в рублях (ниже годовой инфляции). Появились специальные акции на отдель-ные модели, где переплата и вовсе составила 1,9% (предложение Ford). В регионах в это время на автомобиль приходилось копить. Или же брать кредит на неотложные нужды по ставке 18% годовых. Однако сейчас банки поворачиваются в сторону провинции. Согласно последнему исследованию агентства "Автостат" 72% от всех выданных кредитов (28 млрд. долларов) приходится как раз на регионы. "В Москве средняя сумма кредита составляет 452 тысячи рублей, в регионах - 400 тысяч рублей", - отмечает зампред банка "Авангард" Валерий Торхов.
Средняя ставка по кредиту составляет 9-13,5% годовых. Правда, "Русский Стандарт" начисляет 23-29% на сумму остатка. Для получения кредита потенциальному заемщику необходимо обзавестись первоначальным взносом (5-10% от стоимости автомобиля), иметь постоянную работу и зарплату. Не помешает и хорошая кредитная история (или отсутствие плохой). Заявление на ссуду банки рассматривают быстро - от 1 до 5 дней.
Большинство крупных федеральных банков предлагают единые условия по кредитам для Москвы и регионов (Росбанк, МДМ-банк, "Авангард" и другие). Однако у лидера автокредитования - Сбербанка - существенно отличаются ставки для водителей в Москве и в провинции. Так, если в Москве рублевый автокредит обойдется в 9,5-11,5%, то в регионах - в 11,5-13%.
Вариантов покупки автомобиля в кредит у москвичей значительно больше, чем в регионах: столичный рынок настолько насыщен, что банки пытаются привлечь клиентов любыми доступными ему средствами, например схемой trade-in (кредит с обратным выкупом): клиент приезжает в салон на старом авто, а уезжает на новом. Салон сам покупает старый автомобиль (по цене на 10-20% ниже рыночной) и зачисляет эту сумму в качестве первоначального взноса. В результате не надо тратить время на продажу подержанного автомобиля.
В столице больше банков, предлагающих программы и по покупке подержанных авто. Если раньше в кредит можно было приобрести автомобиль не старше 2 лет, то теперь не старше 6. Кроме того, активно действуют программы лояльности автопроизводителей. Суть этих программ в том, что часть кредитной ставки покрывает сам автопроизводитель. То есть в результате заемщик, например, вместо 10% по кредиту платит 5%. Такие программы распространяются на непопулярные модели или же модели прошлого года выпуска. Программы лояльности есть у Ford, Nissan, Renault, Audi и др.
Многие банки при расчете суммы кредита учитывают не только стоимость автомобиля, но и расходы по страховке (КАСКО). Другие же, наоборот, предлагают кредитные программы, где полная страховка не требуется (Росбанк, "Авангард"). Правда, в этом случае переплата по кредиту будет выше на 1-3%.
Все эти схемы в скором времени появятся и в регионах, уверяет "Автостат". Однако программы без первоначального взноса (они усиленно рекламировались в Москве прошлым летом) вряд ли придут в провинцию. Дело в том, что всплеск автокредитования был вызван наличием у банков дешевых денег, которые они занимали на Западе. Однако с началом финансового кризиса эти источники для многих закрылись. Так что теперь банки предъявляют более высокие требования к заемщикам: белая зарплата, трудовой стаж и так далее.
САМЫЕ "АВТОКРЕДИТНЫЕ" БАНКИ:
Выдано кредитов* ; Ставка, %
Сбербанк 145 409 ; 9,5-13
Русфинанс Банк 133 001 ;
Росбанк 75 163 ; до 13,6
Русский Стандарт 156 425 ; 23,5-29
МДМ-банк 35 410 ; 11,5-13,5
ЗАТРАТЫ НА СТРАХОВКУ
Большинство банков выдают автокредиты только в том случае, если заемщик полностью застрахует свою жизнь и купленный автомобиль. Страхование жизни стоит от 300 до 1200 долларов в год. Точный тариф зависит от возраста, пола, профессии и других факторов. Кроме того, у разных страховщиков тарифы могут существенно различаться.
Полная страховка нового автомобиля обойдется в 5-10% стоимости. С подержанным будет сложнее: страховка 5-летней машины может стоить до 20-30% ее стоимости.
КРЕДИТЫ ОТ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Программы лояльности от автопроизводителя могут значительно удешевить кредит, если полностью рассчитаться с банком за год. Так, например, сейчас действует программа Nissan: занять на Micra можно всего под 2%, правда, если первый взнос будет 40%, а кредит берется всего на год. Почти на таких же условия можно купить автомобиль Ford Focus, ставка - 1,9%.
Однако предложения с такими низкими процентами появляются только во второй половине года, ждать машину придется еще несколько месяцев. В этом случае лучше брать обычный кредит (с меньшим первоначальным взносом и большим сроком) под Новый год, когда будет снижена стоимость на модели уже прошлого года выпуска. Или же (если авто в наличие) воспользоваться кредитом без КАСКО или справки о зарплате.