ЕЩЕ НЕ ИЗНОСИЛИСЬ ТЕ ТРУСЫ...

В последнее время телевизионная информация становится все более унифицированной, однообразной. Достаточно посмотреть в течение вечера выпуски новостей на основных каналах, чтобы убедиться: один и тот же набор сюжетов, почти одинаково расставленные смысловые акценты, даже порядок следования новостей нередко схож.

Впрочем, в общей панораме теленовостей уже более десяти лет присутствует не похожая на все другие передача. Начавшаяся как язвительная пародия на унаследованную с советских времен информационную жвачку, она, казалось, должна бы сойти на нет вместе с уходом в прошлое постылых образцов. Но вот осталась и живет своей собственной, довольно, надо признать, насыщенной жизнью. Читатели, уверен, догадались, что речь идет о "Времечке", выходящем ежевечерне на канале ТВЦ.
От прежних лет в программе сохранились разве что лукавые обороты типа "в нашей передаче вы не узнаете о...". Если раньше они обозначали официальные сюжеты, прошедшие в выпусках "Времени" на ЦТ, то теперь, потеряв былую остроту, становятся, напротив, неким путеводителем по предлагаемому зрителям выпуску. При том что внешне "Времечко" почти не изменилось (правда, ведущие, которых прежде было четверо, теперь работают втроем), по сути оно, конечно, стало другим.
Это заметно не только по сменившемуся составу журналистов. Изменилась в значительной степени и фирменная интонация: в ней стало меньше иронии и скепсиса, появился редкий прежде лиризм. Свежо, по-своему, выглядят во "Времечке" ставшие более частыми публицистические сюжеты. В прошлый четверг, скажем, в программе с беспощадным сарказмом представили и прокомментировали список предметов обихода, объявленных в прожиточном минимуме россиянина: пять трусов на два года жизни, одни брюки на четыре и еще множество пунктов, определенных Минтруда для работающих граждан. "Пенсионеры, - иронично заметил журналист, - должны изнашивать трусы медленнее..."
А во вторник минувшей недели, когда исполнилось три года со дня гибели "Курска", пожалуй, ни одна передача не отметила трагическую дату так пронзительно, как "Времечко". Тележурналисты показали нам любительскую съемку, которую сделали сами подводники во время своего предпоследнего выхода в море. В ней запомнился мимолетный диалог, который обрел теперь символическое звучание. "Куда ты все торопишься?" - спросил один моряк другого. "Жить, наверное", - весело ответил ему второй...
Особое внимание к человеку, его жизни, его заботам - это фирменное, самое, пожалуй, знаменитое "блюдо" во "Времечке". Сюжеты о простых людях, "униженных и оскорбленных", о чудаковатых романтиках, готовых на все ради достижения своей, нередко весьма причудливой цели, - несомненно лучшее из того, что появилось в программе за десять лет ее существования. На одной только прошлой неделе нам рассказали о наивных людях, которых обманывали с помощью раскрученной рекламы медицинской аппаратуры; о московских студентах из Африки, давно уж не получающих стипендий от своего правительства; о чиновниках, которые дерут деньги с переселенцев из ветхих домов; о дельцах, строящих коттеджи на месте детского туберкулезного санатория. А еще мы узнали о пенсионере, который на свои деньги построил сконструированный им "солнцемобиль" - диковинную трехколесную повозку, работающую от солнечных батарей; о домах в подмосковном Томилино, где в течение девяти лет нет горячей воды; о небольшом цыганском таборе, что раскинулся прямо на лужайке возле Павелецкого вокзала Москвы; об одноруком сельчанине, расписавшем свой дом живописными композициями...
Секрет близости "Времечка" интересам миллионов зрителей весьма прост. Дело в том, что информация, которая появляется в передаче, либо инициирована зрителями, либо непосредственно сообщается ими по номерам телефонов, установленных в студии. Интерактивные принципы телеобщения, которые возобладали на отечественном ТВ лишь в самые последние годы, были известны здесь с первого дня: только обратная связь осуществлялась не автоматически, а в ручном режиме. Зрители звонили (и звонят поныне!) в студию, где журналисты дают их голоса по громкой связи, и миллионы людей узнают обо всех сиюминутных новостях. "Репортеры" с мест не только сообщают, но и комментируют события, да подчас так метко, что способны вызвать у журналистов-профессионалов чувство зависти.
Единственным, пожалуй, диссонансом в программе "народных новостей" звучат постоянные рекламные материалы - не паузы, к которым мы все привыкли, а именно целостные сюжеты, где на полном серьезе нахваливаются те или иные товары и услуги. В передаче, построенной на особой степени доверия к экрану со стороны зрителей, подобные "хитрости" производят дурное впечатление. Авторы "Времечка" тем самым расписываются в приверженности к двойным стандартам: в большинстве рассказанных с экрана историй они выступают поборниками беспощадной правды и трогательной заботы о своих зрителях (не только о них самим, но и об их кошельках), а тут вдруг, ничуть не смущаясь, начинают вешать им рекламную лапшу на уши...