Педагоги-русисты из стран СНГ и Балтии в этом году представили на суд жюри 245 творческих работ. Собранные вместе, они рисуют довольно пеструю картину сегодняшней жизни бывших союзных республик. Сквозь детали, подмеченные учительским глазом, проглядывают уклад белорусской деревни или туркменского кишлака, бедность армянских учителей, зарабатывающих за свой труд 25 у.е. в месяц, борьба русского "нацменьшинства" в Латвии за возможность обучать детей на родном языке... Заданная тема - "Уроки русского" - оказалась благодатной для размышлений о "болезнях роста" молодых суверенных государств, о межнациональных отношениях и о вечных ценностях. Сколько авторов, столько и интонаций - то возвышенно-пафосных, то сугубо прагматических или окрашенных грустной иронией, то резко полемичных. "Честное слово, не хотела браться за перо, но не удержалась, - пишет Галина Рахматуллаева из Узбекистана. - Читала выдержки из так называемых "лучших конкурсных эссе" за два предыдущих года и сделала неутешительные выводы о том, что в победителях главным образом те, в чьем арсенале больше черной краски для описания траурной процессии похорон русского языка в странах СНГ". По мнению Галины, уже давно пришла пора не "скорбно посыпать голову пеплом" по поводу урезанных часов по русскому языку и литературе, а объективно воспринимать все происходящее как данность и спокойно продолжать работать. Кстати, один из ее учеников, Алимджан Турсинбаев, стал в 2002 году абсолютным победителем Международной олимпиады по русскому языку и литературе среди школьников стран СНГ и Балтии и теперь продолжает учебу в Институте русского языка имени А.С.Пушкина.
"Сегодня я думаю: нам, русским в Эстонии, очень сложно жилось в последние десять лет, но это даже хорошо, что такое десятилетие было в нашей жизни. Иначе мы, может быть, никогда бы не оценили в полной мере духовную высоту родного языка, возродившего в нас собственное уважение к самим себе, гордость и достоинство русского человека. И ныне, отчасти как следствие нашего личного возрождения, растет уважение к русскому языку и русской культуре в эстонском обществе в целом", - пишет учитель-словесник из Таллина Людмила Полякова.
Подобные настроения звучат в рассуждениях участников нашего конкурса все чаще. Кстати, и на совещании директоров школ стран СНГ и Балтии, состоявшемся весной этого года в Москве, шла речь о том, что русские школы в этих государствах вполне способны поднять свой статус на недоступную высоту. Но, как подчеркивали выступавшие, отнюдь не банальными фразами о величии русской культуры, а профессионализмом педагогов и хорошим образованием.
К конкурсу, учрежденному "Трудом", "Российской газетой" и московской мэрией, на третьем году его жизни в качестве добрых помощников присоединились Московский департамент образования, Министерство иностранных дел РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт открытого образования... Полку русистов прибыло.