За последние семь-восемь лет таксопарк китайской столицы заметно изменился в лучшую сторону. Если раньше в глазах рябило от изобилия желтых микроавтобусов, то сейчас большинство легковых машин с шашечками окрашено в красный цвет. Чаще всего это малолитражки (объем двигателя 1 литр) "сяли", выпускаемые на автозаводе в городе Тяньцзине на базе японской модели "дайхатцу", и более мощные (1,6 л) "фукан" - продукция предприятия, построенного с участием французской фирмы "Ситроен". Немало и двухлитровых машин "фольксваген-сантана", сходящих с конвейера автогиганта в Шанхае.
В зависимости от класса автомобилей, разнится и цена за километр проезда. Для "сяли" она составляет 1,2 юаня (15 центов) за километр, для "фукан" - 1,6 юаня (20 центов), а для "сантаны" - 2 юаня (25 центов). Таксист включает счетчик после того, как машина с пассажиром трогается с места, и на световом табло сразу высвечивается сумма в 10 юаней - цена за посадку и проезд первых четырех километров.
Сегодня по улицам Пекина курсируют порядка 67 тысяч автомобилей с шашечками, объединенных в 460 таксопарков. К слову, еще пару лет назад в городе действовало более тысячи таксомоторных компаний - больших и маленьких, государственных и частных, однако уровень сервиса в них был невысок. Теперь, когда в китайской столице полным ходом развернулась подготовка к проведению Олимпиады-2008, муниципалитет решил навести образцовый порядок в этой сфере и сформировать 20 таксопарков с первоклассным обслуживанием.
Пекинские таксисты - народ обычно словоохотливый. Узнав, что пассажир из России, водитель чистенького красноцветного "фукана" Дун Гуанмин приветливо улыбнулся и сказал мне "хорошо", "товарищ", "спасибо" и еще пару слов на русском, который учил в средней школе. На одном из перекрестков наша машина застряла в пробке, и человек за баранкой просто, без лирики поведал свою историю, вполне типичную для таксиста.
До поступления на работу в таксопарк Дун в течение двенадцати лет проработал водителем служебной автомашины в одном из муниципальных учреждений. После увольнения по сокращению штатов пять лет назад пошел в знакомый таксопарк и за 50 тысяч юаней (более 6 тысяч долларов) приобрел лицензию на извоз. По словам моего собеседника, срок действия подписанного с компанией контракта - 5 лет. Помимо единовременного взноса на право управления такси, ежемесячно он обязан выплачивать фирме 4800 юаней (порядка 600 долларов) в виде налога на предпринимательскую деятельность. Все остальные расходы, включая приобретение бензина и запчастей, техобслуживание и мойку, - из его, водительского, кармана. Если в результате изнурительной, зачастую по 12 - 14 часов работы без выходных и праздников удается заработать в месяц около 2 тысяч юаней (250 долларов), тяжело вздохнул Дун, то, считай, повезло, хотя по столичным меркам прокормить на них семью из трех человек не так уж просто.
А что же с той немалой суммой, что потрачена на аренду автомобиля и покупку лицензии? Эти деньги, пояснил Дун, хранятся на его личном счете в течение всего срока действия контракта и возвращаются полностью только по его истечении. Если же во время работы таксиста штрафовали гаишники либо же по его вине случались ДТП с повреждением машины, то суммы штрафов и расходов на ремонт вычитаются из вложенных 50 тысяч. Стало быть, хочешь получить свои денежки обратно - води аккуратно, не нарушай правил и не попадай в аварии, резюмировал китаец и плавно притормозил у обочины - мы прибыли к месту назначения. Поблагодарив таксиста за познавательный рассказ, расплатившись по счетчику и взяв квитанцию (ее водитель обязан выдавать пассажиру по окончании поездки), я вылез из машины. Краем глаза увидел, что на мое место в такси тотчас уселся очередной клиент - похоже, сегодняшний день для Дуна не пройдет впустую.