Ко вчерашнему полудню даже внешне осмотреть обгоревшие обломки эксперты не могли - саперы продолжали снимать мины с прикрывающего военную базу густого минного поля, на которое рухнула огромная машина. Тем не менее можно предположить, что в Министерстве обороны РФ час от часу информации все больше. Во всяком случае за первые сутки, прошедшие после катастрофы, ранг комиссии, которой поручено заниматься установлением причин трагедии, повышался трижды. Сначала ее поручили возглавлять командующему Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-лейтенанту Сергею Макарову. Через несколько часов командующего ОГВ заменили на главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Николая Кормильцева. А вчерашним утром в Ханкалу с той же печальной миссией вылетел министр обороны РФ Сергей Иванов и едва оправившийся после недавнего приступа гипертонии Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов.
В управлении армейской авиации Сухопутных войск "Труду" сообщили, что версия насчет технической неисправности двигателя все еще не исключена. В таком случае неизбежен давно назревший серьезный разговор на государственном уровне о техническом состоянии вертолетного парка Вооруженных сил. Ведь еще в минувшем феврале заместитель Генерального прокурора РФ в Южном федеральном округе Сергей Фридинский вынужден был заявить, что его ведомство будет "жестко контролировать ситуацию с участившимися случаями крушения военных вертолетов в Чечне". И добавил: "Вертолеты настолько старые, что сам порой боюсь на них летать - двери на ходу открываются".
А если без эмоций, ситуация здесь выглядит так. Основная масса наших военных вертолетов добивает свой моторесурс и летает на честном слове и лишь благодаря золотым руках техников и механиков. В 2005 году предстоит обвальное списание большинства машин. С учетом того, что без вертолетов современная армия невозможна, в конструкторском бюро принято решение о продлении ресурса еще на 10 лет. "А дальше - обвал", - считает командующий армейской авиацией Вооруженных сил генерал-полковник Виталий Павлов. По расчетам командующего, для сохранения боевого потенциала его ведомству необходимо как минимум получать ежегодно по 40 новых вертолетов Ми-8 и Ми-24 и 5-7 Ми-6 и Ми-26. В Вооруженных силах, по словам Павлова, всегда выдерживалось соотношение: одна треть парка - совершенно новые вертолеты, треть - среднего "возраста" и треть - прослужившие 10-15 лет. Сейчас же последняя категория составляет 80 процентов всего армейского вертолетного авиапарка. Командующий с горечью добавил: "За последние 10 лет мы смогли закупить всего около 50 вертолетов, В масштабах армейской авиации это крохи".
Правда, в последнее время пусть и с вынужденным опозданием, но принимаются меры, чтобы исправить это гибельное положение. В нынешнем году решено отремонтировать сразу 90 вертолетов армейской авиации, еще 40 боевых машин модернизировать. Примерно на 20 процентов вырос военный заказ на Ростовском АО Росвертол, где, кстати, и был изготовлен разбившийся под Ханкалой Ми-26. Только в одночасье не поправить бед, что копились десятилетие.