И все-таки есть в этом бушующем мире островки стабильности! Фестиваль-трудяга, фестиваль-ветеран «Славянский базар» как раз из таких
Кажется, ничего не изменилось с 90-х, все те же лица на сцене и в рядах зрителей, и те же напевы перенесены на телеэкран машиной времени из прошлого. А между тем в Витебске собрался уже 32-й Международный фестиваль искусств. И звезды, вроде бы уже уставшие светить с небосклона, стряхивают годы с плеч и предстают во всей красе.
Едва ступив из поезда на Витебскую землю, народный артист России Александр Серов попросил встречающих стеной загородить его от камер. А когда белорусы поприветствовали дорогого гостя на родном для себя языке, Серов проявил бдительность и возмутился: «А почему вы говорите со мной по-украински?». Встречающие легко перешли на русский, пояснив, что у них и в мыслях не было говорить на украинском языке, «то белорусская мова!». Серов смутился.
Зато Елена Ваенга со сцены уверяла публику, что знает больше белорусских песен, чем ее здешние подружки. Она пространно рассказывала, как «очерчивает» даты витебского фестиваля, для наглядности показав это ножкой. Певица призналась, что всегда ждет приглашения и почему-то опасается, что на этот раз ее не позовут. Но позвали же!
Для Юрия Антонова, народного артиста СССР, 77-летней легенды эстрады, машину подали прямо к вагону. Так здесь встречают самых больших звезд. Лимузин на перрон подавали Алле Пугачевой, Филиппу Киркорову, Ларисе Долиной, а теперь вот выпало автору и исполнителю бессмертного шлягера «Под крышей дома своего». По такому случаю маэстро Антонов отложил в сторону трость. Прибывший тем же поездом Александр Маршал несколько опешил, увидев на перроне камеры и микрофоны, — видимо, еще не привык к лучам славы, все у него впереди.
Как и главные эмоции, подстерегающие гостей фестиваля. К примеру, концерт популярного у зрителей от 25 до 60 лет Сергея Лазарева на открытой площадке вызвал такую бурю чувств у поклонниц, что одна из фанаток дважды падала в обморок. В результате впечатлительную зрительницу дежурная бригада медиков вывела из бушующих рядов.
И это при том, что в день открытия фестиваля в Витебске объявляют сухой закон, не продают даже пиво. Как уверяют артисты, они прекрасно обходятся без «градусов». Так, белорусский певец Руслан Алехно, который большую часть времени проводит в Москве, признался: в Витебске он заряжается силами из воздуха. «Мне приятно приехать в Беларусь, обнять березку и напитаться энергией», — поделился секретом Руслан.
На фестивале Алехно представил свой альбом, в который вошло девять песен, написанных за те полтора года, когда артист находится под западными санкциями. Похоже, драматичное время его вдохновляет. На презентацию альбома приехала автор песен Руслана Анна Сергеевна Селук. По такому случаю подходы к залу были перекрыты, а гостей и журналистов охрана проверяла с особой бдительностью, не хуже, чем на церемонии открытия, где присутствовал сам президент Александр Лукашенко. Как рассказали в кулуарах, такое внимание к персоне Анны Сергеевны неслучайно. Госпожа Селук (псевдоним, настоящая фамилия — Лукашенко, она невестка президента) не только пишет песни, ее прочат в кандидаты на следующих президентских выборах. Вот вам и родные березки!
Участники группы «На-На» рассказали, почему их теперь не четверо, а трое: один из них «телепортировался» в другую страну. Но они и втроем споют не хуже, чем «нанайцы» в далекой молодости.
Очень дружелюбно вел себя по отношению к зрителям Дмитрий Харатьян, который терпеливо со всеми фотографировался и раздавал автографы. Не всем гардемаринам такое удается. Как писал Есенин, «казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство».
Народная артистка, легенда советского ТВ Ангелина Вовк в Белоруссии тоже пользовалась повышенным вниманием. Телеведущая раздавала направо и налево автографы, охотно фотографировалась, что позволяют себе только уверенные в себе личности. Ангелина Михайловна, которая осенью отметит 81-й день рождения, после завершения официальной церемонии открытия фестиваля осталась на банкет, где призналась:
— Я с удовольствием ем драники с белорусским салом. В Белоруссии бываю нечасто, поэтому оторвусь по полной программе. Правда, что скажет Александр Григорьевич Лукашенко, который запрещает своим гражданам есть на ночь картошку с салом?
Спросить об этом самого президента, увы, не удалось.
Зато ведущая церемонии открытия Илона Броневицкая на мой вопрос, наблюдает ли за торжеством ее мама Эдита Станиславовна Пьеха, сказала, что пока еще ей не звонила.
— Раньше мама не только смотрела, но и присылала видеообращение к участникам фестиваля с песней, но сейчас старается больше гулять, а не смотреть телевизор. А вот Стас смотрит, ему тут через два дня выступать, люди у меня уже спрашивали лишний билетик. Оказывается, на его концерты все билеты проданы, — с гордостью заметила Илона.
Кстати, мама с сыном так и не встретились — она уехала из Витебска вечером, а он приехал утром следующего дня. А вот Дмитрий Маликов прибыл на фестиваль на день позже запланированного из-за того, что его отец, Юрий Маликов, который должен был появиться вместе с сыном на сцене, из-за сердечного приступа не доехал до Витебска. Понятно, почему на банкете, где все-таки разрешили спиртное, самым популярным тостом был этот старый, проверенный: «За здоровье!». Ну и «За мир!», конечно.
На главном фестивальном концерте дети и взрослые исполняли подзабытую ныне песню «Солнечный круг». В России ее не поют, а в Белоруссии пока себе это позволяют.