Ну и как прикажете реальной жизни прорываться на сцену?
В театральной жизни короткое затишье, но до следующего сезона рукой подать. Каким он будет? Это бабушка надвое сказала, хотя репертуар на большинстве сцен вряд ли сильно изменится. Однако где гарантия, что культурное начальство не спарашютирует в очередной театр нового худрука — столь же нежданно, как выбрасывают десант в тыл врага. Прошлый сезон был щедр на такие сюрпризы...
Нечто подобное испытал Театр имени Вахтангова после вынужденного ухода оттуда Римаса Туминаса. Многие думали: все, кранты, занавес. Но директор театра Кирилл Крок дал карт-бланш молодым — и четыре статуэтки недавно врученной в 32-й раз премии «Хрустальная Турандот» выиграли вахтанговцы. Лучшим режиссером признали Светлану Землякову за спектакль «Генерал и его семья». Студентку Щукинского училища Полину Рафееву наградили за роль Гелены в «Варшавской мелодии», Александр Олешко покорил жюри главной ролью в спектакле «Павел I». А зрители отдали предпочтение «Амадею» с участием Алексея Гуськова и Виктора Добронравова в постановке Анатолия Шульева, недавно ставшего главным режиссером прославленной труппы взамен уехавшего за рубеж Юрия Бутусова.
Не забудем и про уникальный проект «Вахтангов — путь домой». В его рамках театр за собственный счет восстановил родовое гнездо своего основателя Евгения Вахтангова во Владикавказе.
Театр Наций, работающий хоть под руководством Евгения Миронова, но по принципу антрепризы, ограничился в конце сезона шумными гастролями в Северной столице, избрав для этого две знаменитые площадки — Александринский театр и БДТ имени Товстоногова. Последний, к слову, в отличие от Александринки, где многолетнему лидерству худрука Валерия Фокина, кажется, пока ничто не грозит, недавно пополнил собой число коллективов, вошедших в зону турбулентности: с Андреем Могучим, правившим здесь 10 лет, не продлили контракт. Тем самым напомнив: неприкасаемых нет.
Эта перемена невольно срифмовалась с судьбой главного героя спектакля «Саша, привет!», привезенного москвичами. Хотя, конечно, в пьесе Дмитрия Данилова все намного жестче: профессор Сергей Фролов (артист Игорь Гордин) встречается с юной студенткой, что не только противоречит принятой в обществе морали, но в антиутопическом мире, воссозданном на сцене режиссером Маратом Гацаловым, карается смертью. Педагога должен расстрелять пулемет по имени Саша... Фантастика? Но посмотрите, как густеет в обществе атмосфера вражды, доносов и запретов — и многое перестает казаться такой уж фантастической выдумкой.
Второй спектакль, вызвавший интерес у питерцев, — «Прыг-скок, обвалился потолок» по киносценарию Геннадия Шпаликова в постановке Марины Брусникиной. Муж и жена из-за пустяка разрушают свою жизнь — и тут вновь не просто личный конфликт, но нечто большее, связанное с нарастающей чуть ли не в каждом из нас агрессией.
Примечательно, что главным режиссером Новой сцены Александринки стал молодой Никита Кобелев, уже и в московском Театре имени Маяковского успевший поставить ряд интересных спектаклей. Как, кстати, и упомянутый Анатолий Шульев перед уходом в Вахтанговский — но теперь в «Маяковке» безраздельно царит худрук Егор Перегудов. И пока впечатление такое, что многолетнему главрежу знаменитого театра на Большой Никитской Миндаугасу Карбаускису, подавшему заявление об уходе 25 февраля 2022 года, достойной замены до сих пор не найдено. В самом деле, говорит ли о крепкой лидерской воле решение Егора Михайловича на столетие театра предложить актерам самим выбирать отрывки из спектаклей, из которых будет слеплено юбилейное шоу?
С интересом наблюдая за перемещениями Перегудова из театра в театр, хочу верить, что звезды не просто так сошлись в его новом спектакле «Любовь по Маркесу», во многом повторившем «Один день в Макондо», поставленный в Студии драматического искусства пять лет назад. Правда, теперь Игорь Костолевский играет 90-летнего журналиста под таким слоем грима, что легендарного премьера «Маяковки» едва узнать. А другая легенда этой труппы Михаил Филиппов уже не составляет коллеге извечную конкуренцию, перейдя в Малый театр. Но в общем — не так все и плохо, можно было ожидать худшего.
Кстати, о юбилеях — афиши знаковых московских театров в прошедшем сезоне пестрели круглыми цифрами. Так, Театр имени Моссовета на собственное столетие вспоминал своих великих актеров. Сердца зрителей бились сильнее, когда видео транслировано на экран знакомые и любимые лица Любови Орловой, Фаины Раневской, Веры Марецкой, Ростислава Плятта, Леонида Маркова, Сергея Юрского. Время не властно над их искусством, как и над постановками Юрия Завадского, Анатолия Эфроса, Павла Холмского. Вдумайтесь: 33 года идет в саду «Аквариум» одна из первых в стране рок-постановок «Иисус Христос — суперзвезда», и на спектакль не перестает стремиться публика.
Можно догадаться, как трудно было Евгению Марчелли, назначенному сюда в 2020 году, твердо взять в руки руль после беспорядочных манипуляций режиссерской коллегии, напоминавшей лебедя, рака и щуку. Не обошлось и без конфликтов с авторитетами. Коллектив лихорадило, мастер-классы с молодыми артистами не давали скорого результата — никак не отыскивался Гамлет в массовке. Наконец в труппе появился Кирилл Быркин, и пазл сложился. На сегодняшний день «Шекспиргамлет» — один из лучших спектаклей марчеллиевского театра, как и «БЕСприданница» с Анастасией Беловой в роли Ларисы Огудаловой.
С фасада МХТ в Камергерском переулке на время каникул исчезли афиши недавних премьер с грифом «125 лет», но горькое послевкусие от несоответствия качества постановок юбилейной привязке осталось. Взять выпущенного к дате «Дядю Ваню» (в главных ролях — Светлана Колпакова, Сергей Епишев, Павел Чинарев). Режиссер Денис Азаров, возможно, и не желал навредить Чехову и актерам, но вышло по-иному. Текст Антона Павловича как мог сопротивлялся демонстративной незрелости героев, но они остались не более выразительными, чем смайлики в соцсети.
Поглядим вообще, кого из режиссеров Константин Хабенский приглашает на постановки. Тут и всеядный Константин Богомолов, и авангардист Виктор Крамер — понять, каким принципом руководствуется худрук, трудно. Что же до артистов, то иных нынче привычнее видеть в сериалах или в рекламе лотереи. Бог им судья, на хлеб с черной икрой и Михаилу Пореченкову надо зарабатывать, но не обидно ли так растрачивать талант? И не проникнет ли в конце концов дух коммерческого шоу в театральную игру, даже помимо воли самих артистов? Ведь привычка — вторая натура. Не лучше ли брать пример со Станислава Любшина, и в 90 продолжающего выходить на родную сцену, или Игоря Верника, обладающего удивительной способностью вызывать доверие у любого режиссера и согласного играть все вплоть до телефонной книги?
Тут самое время вновь вспомнить великого Островского — и не только в связи с 200-летним юбилеем, но потому, что очень уж хорошо понял классик людскую природу. Многие из его немеркнущих шедевров ожили в работах 19 коллективов из Санкт-Петербурга, Минска, Кинешмы, Белгорода, Твери, Барнаула, Челябинска, Йошкар-Олы, на протяжении месяца составлявших афишу XIII Международного фестиваля Островского. Сцены под этот праздник отдал Малый театр, который недаром зовут Домом Островского: право первой постановки Александр Николаевич традиционно отдавал своей любимой труппе.
«За чем пойдешь, то и найдешь», «Не в свои сани не садись», «Не было ни гроша, да вдруг алтын»... Уже в названиях пьес Островского — квинтэссенция народной мудрости. Здесь — вся правда о власти и деньгах, предательстве и мошенничестве, любви и обмане, счастье и бесчестии. Очень актуально во все времена, а в наше — особенно!