Надо ли относиться всерьез к данным опроса Роструда, согласно которым 76% россиян считают эффективным переобучение людей старшего возраста?
76% соотечественников считают эффективным переобучение людей старшего возраста, а больше 80% готовы получить новую квалификацию в предпенсионные годы. Таковы данные опроса Роструда. Надо ли относиться к ним всерьез?
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций
— Во многих развитых странах люди давно готовы переучиваться и доучиваться в любом возрасте. Такова цена благополучия. Россияне тяжелы на подъем: где родился, там и пригодился... Это наследие советской эпохи с ее системой распределения. В России есть все основания тянуться к новым знаниям и навыкам даже немолодым: то и дело возникают сферы с дефицитом кадров, меняются оборудование, специфика труда. Расширить возможности в рамках привычной или смежной деятельности вполне по силам большинству наших граждан. А государство и бизнес могли бы им помочь в этом, поскольку интересы совпадают.
Любовь Духанина, зампред комитета Госдумы по образованию и науке
— Учиться никогда не поздно, советское поколение усвоило это отлично. Люди морально готовы к меняющимся технологиям. Тяжелее, когда теряешь работу и приходится с нуля осваивать новое. Государство сулит большую программу создания рабочих мест, поддержку трудоустройства и образования граждан старше 40 и 50. Но в этом деле мы только в начале пути.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ
— Учиться, менять профессии сегодня приходится гражданам многих стран, там это обычное дело. В нашей стране проблема не в желании, а в самой возможности найти место на рынке труда после 50-60 лет. На словах таких возможностей много, а начнешь искать — нем с огнем не найдешь. И государство тут — плохой помощник. Больше надежд на бизнес: крупные фирмы сами готовы обучать людей и предлагать рабочие места в своей системе. Приглашают на переобучение ретейл, транспортная сфера, заводы с военными заказами. У малых компаний таких ресурсов нет, они стараются брать готовые кадры и быстро увольняют, если что-то не так. Даже в Мос-кве после 35 лет не так просто найти работу. Если пришлось искать новое место, проще устроиться туда, где компания обещает подготовку.
Никита Масленников, эксперт Центра политических технологий
— Данные опроса объясняются падением доходов. Люди ищут хоть какой-то выход из нужды. Но раз в пять лет многие накопленные знания обесцениваются, ведь мировая экономика не стоит на месте. Идет цифровая революция. Встает выбор: быть консьержем или найти себя на работе, требующей новой квалификации? Хотят работодатели или нет, но года через четыре им придется нанимать людей старшего возраста. К этому подталкивают низкая рождаемость, старение населения. Мы еще увидим, как сам бизнес инициирует программы переподготовки кадров. Предложения государства пока очень скромны.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель»
— Вряд ли кто-то признает, что ему поздно учиться. Да и нельзя какую-то группу здоровых людей объявить как неспособную на обучение. В школы все чаще берут на работу учителей старше 50 лет: они активнее, легче находят нужный язык в общении со школярами. Молодым же не нравятся условия труда, низкий престиж, смешные зарплаты.