Кино, от которого слюнки текут

В Москве начал работу Eat Film Festival

В Москве открылся первый фестиваль документального кино о гастрономической культуре Eat Film Festival. Событие отнюдь не рядовое — это знак того, что в гастрономической культуре назрела «критическая масса» и мы начинаем говорить о ней языком высокого киноискусства. Все шесть лент фестиваля будут представлены в России впервые.

Эти кинокартины очерчивают контуры высокой кухни и поднимают актуальные вопросы гастромира. О чем они? О том, что происходит на кухне, пока мы с вами ожидаем официанта с заказом. Например, мы можем воочию увидеть, как шеф-повара бьются за звание лучших и на что они готовы ради достижения гаст-рономического олимпа. Или узнать о том, как создаются международные рейтинги. И даже такая проблема, как гендерное неравенство в кулинарной среде, нашла отражение на экране.

Кстати, последняя тема задела за живое. Вас никогда не озадачивало такое противоречие: в обычной, бытовой жизни женщины на кухне в явном большинстве, зато престижное звание шеф-повара практически монополизировано сильным полом? Именно об этом фильм «Богини еды» Верана Фредиани, который представил его на открытии фестиваля в гастромаркете «Вокруг света». Ответ на поставленный выше вопрос вместе с авторами ищут в ленте те самые богини — немногочисленные представительницы этой профессии, женщины-шефы мировой гастрономии.

В другом итальянском фильме — «Театр жизни» — шеф-повар ресторана Osteria Francescana в Модене Массимо Боттура рассказывает об истории возникновения сети Refettorio — красивых столовых, в которых готовят еду из продуктов, не распроданных в супермаркетах и на рынках Парижа, Милана и Лондона. В этом году заведение Боттуры второй раз первенствовало в рейтинге 50 лучших ресторанов мира. На вручении премии он говорил о том, что сейчас роль шеф-повара не сведена только к приготовлению исключительных блюд, а имеет важное социальное значение. Продвинутый шеф показывает пример в использовании продуктовых отходов, в рациональном распределении ресурсов так, чтобы и обеспеченные не пострадали, и бедным бы досталось.

А начиналось все на Всемирной выставке в Милане, которая проходила под девизом «Накормить планету». Там-то Боттура и открыл впервые столовую Refettorio (по-итальянски — «трапезная»), куда позвал своих друзей — лучших поваров мира готовить из нереализованных продуктов для бездомных, наркоманов и мигрантов...

Не менее интересным темам посвящены фильмы «Муравьи на креветке» про проект Рене Редзепи — шефа и совладельца легендарного копенгагенского Noma, где готовят исключительно из местных продуктов (несколько раз занимал 1-е место в рейтинге The World 50 Best Restaurants). А лента «Звезды Мишлен. Истории с кухни» — рассказы о 15 шефах, обладателях высших оценок в знаменитом «Красном гиде Мишлен», о том, как зарабатываются и теряются звезды рейтинга. Отметим еще и «Поиски Алена Дюкасса» — фильм про гуру диетологии, одного из самых титулованных шефов в мире, размышляющего на кухне и дома, с друзьями и учениками о том, куда же движется высокая кухня.

Надеюсь, вы не ограничитесь краткими аннотациями и найдете возможность посмотреть хотя бы некоторые из представленных на фестивале фильмов. Как отмечает соосновательница фестиваля Екатерина Дроздова, это логическое продолжение проектов, целью которых было гастрономическое образование: «Это кино не про то, как резать кубиком, а про то, как еда учит людей быть умнее, гуманнее и ответственнее».

Конечно, вряд ли все увиденное восхитит зрителя. Не думаю, что зрители фильма о Рене Редзепи ринутся после сеанса есть креветки живьем, посыпая их муравьями, как делает это герой ленты. Но мы можем стремиться к развитию своего собственного вкуса, учиться находить гармонию между продуктами, следить прежде всего за качеством, а не количеством съеденной еды. Наслаждаться вкусом, запахом, цветом, текстурой, эстетикой блюд:

Подвести итог хотелось бы цитатой Элис Вотерс, вице-президента международной организации Slow Food International («Медленная еда»): «Нас должны учить в школе, как выбирать продукты, чтобы уметь использовать в пищу качественные ингредиенты; как готовить, чтобы каждый мог себя накормить; как вести себя за столом, чтобы оставаться в гармонии друг с другом и тем, что мы едим».

Ну и какой же кулинарный кинофестиваль без лекций и мастер-классов от героев картин, без живых дегустаций их шедевров? Так что, друзья, приятного вам просмотра — и хорошего аппетита!