В середине июля на Апеннинах прошла очередная волна массовых антиправительственных демонстраций. В движении, которое становится общенациональным, участвуют сотни тысяч итальянцев, выступающих при поддержке организации «Координация национальной свободы выбора» и других неправительственных объединений. Повод для протестов кажется экзотичным: введение обязательной детской вакцинации. Но при ближайшем рассмотрении страхи итальянцев становятся понятными.
Согласно закону, принятому в Италии весной под давлением правительства, каждый несовершеннолетний гражданин должен в обязательном порядке получить в общей сложности 53 дозы вакцины от 12 заболеваний: кори, свинки, краснухи, ветрянки, менингита, гепатита С, полиомиелита, дифтерии, столбняка, гепатита Б, коклюша и гемофилии. Нарушителям грозит для начала довольно существенный штраф — до 7,5 тысячи евро. А дальше ограничение в приеме в детские учреждения и даже лишение родительских прав.
Итальянские власти объясняют столь решительные действия участившимся в последние годы отказом родителей прививать детей, а также опасностью эпидемий в связи с наплывом беженцев из других стран. Однако протестующие не верят в искренность правительства. Они считают, что главная цель — выделение из и без того дефицитного бюджета страны миллиардов евро на оплату дорогостоящих вакцин, производимых международными (в основном американскими) фармацевтическими корпорациями.
«Правительство намерено сделать наших детей объектами опытов со стороны Big Farma, — прямо сказал корреспонденту „Труда“ сенатор итальянского парламента Бартоломео Пепе. — Суверенитет личности разрушается в угоду международным корпорациям».
Характерно, что протестное движение игнорируется итальянскими СМИ. Демонстрации в Риме, Милане, Турине, Болонье, Флоренции с участием десятков тысяч человек есть, а телекартинки нет. Зато ведется яростная пропаганда в поддержку обязательной вакцинации. «Мы единственное крупное СМИ, которое рассказывает о протестах и дает объективную информацию о происходящем, — объясняет «Труду» руководитель итальянского интернет-телевидения «Пандора ТВ», экс-депутат Европарламента Джульетто Кьеза.
«Принятие закона об обязательной вакцинации было пролоббировано Вашингтоном в 2014-м во время визита туда министра здравоохранения Италии Беатриче Лоренцин, — настаивает активист протестного движения Габриель Милани, отец ребенка, получившего увечья в результате вакцинации. — Наша страна избрана в качестве экспериментальной площадки для введения обязательной вакцинации по всей Европе в угоду транснациональным фармкомпаниям».
В большинстве стран ЕС вакцинация пока не является поголовной. Во Франции обязательны только три прививки (дифтерия, столбняк, полиомиелит), в Бельгии — одна (полиомиелит). А в других странах действует экономическое принуждение к вакцинации. Например, в Австралии родители непривитых детей лишаются 15 тысяч долларов — государственного пособия при рождении ребенка.
В США же вакцинация детей обязательна по закону. При небольшом послаблении: в ряде штатов можно отказаться от прививок по религиозным или «философским» мотивам. При этом данные, полученные системой оповещения о неблагоприятных последствиях вакцинации (VAERS), показывают, что число детей в США, которые были госпитализированы и лечились после прививок, растет. По информации VAERS, в 2016 году было зарегистрировано 45 742 неблагоприятных случая после вакцинации. В текущем году подано 633 ходатайства о серьезных травмах или смерти от вакцинации. Фармкомпании и правительство США выплатили уже 3 млрд долларов в качестве компенсации пострадавшим от прививок. Тем не менее производство вакцин только растет.
Тяжелые последствия вакцинации вызывают новые подозрения. Например, на тот счет, что поголовная вакцинация способствует ограничению рождаемости (якобы американские вакцины имеют в своем составе компоненты, влияющие на детородные функции). Косвенным подтверждением этой отчасти конспирологической версии является то, что программы вакцинации ВОЗ и ООН поддерживают фонды Рокфеллеров, которые проповедуют евгенику — учение о селекции применительно к человеку.
А что же у нас? В России на высоком уровне порой звучат призывы вернуться к порядкам времен СССР. Тогда 95-97% населения было охвачено обязательной вакцинацией. Но в 1993 году вступили в силу Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, где в статьях 30, 33 прямо предусмотрено право гражданина на отказ от медицинского вмешательства (к которому, несомненно, относится и вакцинация). Тем же законом регламентировано, что «пациенты и законные представители несовершеннолетних пациентов вправе получить полную информацию о любом медицинском вмешательстве, а также о своих правах в связи с ним. Иными словами, врач обязан предупредить пациента, что он имеет право на отказ от серьезной операции с возможными тяжелыми последствиями, коей является прививка. Правда, врачи нередко игнорируют эту обязанность.
В 1998-м в нашей стране был принят закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», зафиксировавший право граждан на отказ от прививок. Там перечислены конкретные последствия отказа от прививок, которые делают бессмысленными попытки угроз и давления в ответ на отказ от вакцинации. Новый закон также установил, что граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
Такой подход, как считают ведущие специалисты, в большей мере соответствует международной практике и эпидемиологической ситуации в России. С ликвидацией опасности многих инфекционных заболеваний в России появилась возможность отказаться от поголовной вакцинации и учесть негативные эффекты от введения прививок. Наиболее четко этот подход выразил в 1998 году первый замминистра здравоохранения РФ, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко: «Наша задача — убедить человека, что прививку надо делать, но он должен быть информирован о том, что прививка всегда была и будет серьезной иммунобиологической операцией и что вероятность заболевания существует, несмотря на то что человек был привит».
Статистика свидетельствует, что прививка не только не является гарантией от заболевания, но и сама вакцина становится причиной болезни, увечья и даже гибели. Неслучайно в законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» говорится: «В случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, право на получение государственного единовременного пособия в размере 30 000 рублей имеют члены его семьи». На государственном и законодательном уровне официально признается, что вакцинация — это не безобидный укол, а серьезное медицинское вмешательство, иногда приводящее к тяжелым последствиям.
В Постановлении правительства РФ от 2 августа 1999 года № 885 утвержден перечень поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками и дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий. Среди этих осложнений анафилактический шок, тяжелые генерализованные аллергические реакции (отек Квинке, синдром Стивена-Джонсона, синдром Лайела, синдром сывороточной болезни и т. п.), энцефалит, полиомиелит, поражения центральной нервной системы, энцефалопатия, серозный менингит, артрит...
Таким образом, действующее в России законодательство оставляет свободу выбора и не принуждает родителей и их детей к обязательной вакцинации. Если семья примет решение не прививать своего ребенка, при оформлении его в детское учреждение могут возникнуть только временные сложности. Администрации дошкольных и школьных заведений не имеют законных оснований отказать в приеме непривитых детей. Родители могут получить временный отказ только в том случае, если на момент оформления документов в учреждении наблюдается массовое заболевание детей (инфекционного или вирусного характера). Ни о каких штрафах и тем более лишении родительских прав речь не идет.
«Что касается вопроса вакцинации, то здесь Россия остается в полном смысле этого слова демократической страной, где уважается право личности определять необходимость медицинского вмешательства, взвешивать все за и против с учетом особенностей индивидуума и принимать осознанное решение», — заявил «Труду» Джульетто Кьеза.
Очевидно же, что вакцинация не столь безобидное мероприятие, каким нам пытаются его преподнести. Но, как показывает пример Италии, право на отказ от него необходимо защищать. Потому что всегда найдутся силы, которые захотят его ограничить — в том числе и по вполне меркантильным соображениям.