В аренду сдали флот и совесть?

«Булгарию» убили безответственность и жадность. Сколько еще таких судов!

114 погибших (из них 28-детей) на теплоходе «Булгария» похоронены. Идет сложная операция по поднятию судна со дна Волги плавучими кранами. Кто ответит за этот смертельный рейс? И главное — извлек ли российский флот уроки из случившегося?

По факту крушения в Татарстане дизель-электрохода возбуждено несколько уголовных дел. Арестованные — гендиректор ООО «Агрореч-тур», арендовавшего «Булгарию», Светлана Инякина (ее, несмотря на просьбы, решено не отпускать из-под стражи. — «Труд-7») и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов (он «подмахнул» бумажки, отправив в плавание сомнительное судно). Кроме того, задержаны капитаны кораблей «Арбат» и «Дунайский-66», проследовавших мимо терпящего бедствие теплохода. Со всеми выжившими членами экипажа (23 человека из 35) будет работать следствие. А поднимавшими на поверхность тела детей водолазами занимаются психологи — настолько сильным оказался шок от увиденного.

Печальная арифметика

До сегодняшнего дня в списке пропавших без вести значились 15 человек, но МЧС Татарстана обнародовало новые данные: из них минимум шесть человек живы, поскольку не находились на судне в момент катастрофы.

Ведущая татарстанского телеканала ТНВ Гульнара Тимуршина тоже должна была быть вместе с тремя друзьями на этом рейсе, но им пришлось сдать билеты. «У нашего друга изменились планы, и мы решили отменить поездку, — рассказывает Гульнара. — Конечно, расстроились, ведь следующий рейс был только 13 августа, но в пятницу погода испортилась, и мы поняли, что сделали правильный выбор». В прошлом году Гульнара с коллегами уже плавала на «Булгарии» в Самару и осталась довольна поездкой: «Мы знали, что теплоход не новый. Поэтому мы не ждали ничего сверхъестественного». Предполагают, что пока еще не найденные тела могут находиться в заполненных илом каютах; их также мог придавить теплоход — время покажет. Кстати, пока велись работы по приданию нужного положения «Булгарии» и задраиванию иллюминаторов, водолазы натолкнулись на сотни нелегально установленных рыболовных сетей.

Пострадавшим и родственникам погибших начали выплачивать компенсации — 67 спасшихся человек из Татарстана получили по 60 тысяч рублей, еще 12 — жители других республик, их только ждут местные выплаты. За каждого погибшего семьям выплачивают по 300 тысяч рублей из республиканского бюджета, а также 1 млн. рублей из федерального — такое распоряжение подписал премьер-министр, но выплаты еще не проведены.

Кто виноват?

Сейчас выдвигается множество версий о причинах трагедии. Говорят и об ужасном техническом состоянии судна, и о нарушении правил эксплуатации судна, и об ошибке капитана, и о возможной пробоине, и обо всех этих составляющих, сошедшихся в один момент в акватории Куйбышевского водохранилища. После расследования точку в данном деле поставит суд. «В современных условиях главный на судне — арендатор, — считает Главный государственный инспектор Кировского Госморречнадзора Владимир Лобанов, — капитан принимает решения и отдает распоряжения во время ЧП. Но на техническое состояние судна он сейчас влияния не имеет. С работой у речников трудно. А у иных арендаторов — с совестью». Вывод один, и совсем не оптимистичный: безграмотность, равнодушие, стремление к сиюминутной прибыли и коррупция — вот главные виновники происшедшего. Впрочем, не все с этим согласны. Бывший гендиректор «Камской судоходной компании» считает иначе: «Даже если бы не работало два двигателя, судно бы не утонуло, если бы корпус был целый. Значит, была пробоина?»

Стоп, машина!

После трагедии в Приволжском регионе прошли массовые проверки всех российских теплоходов. И не зря! Например, на судне-близнеце «Булгарии» — теплоходе «Петр Алабин» — подделали дату постройки: вместо 1955 года указали 1995-й! Также выяснилось, что в день трагедии, 10 июля, «Петр Алабин» вышел в рейс по Волге с неисправной радиолокационной станцией и без свидетельства об испытаниях дет-ских спасательных жилетов. 13 июля Татарская транспорт-ная прокуратура обратилась в суд с требованием запретить эксплуатацию теплохода. Несмотря на это, он вновь отправился в плавание. 16 июля его «догнали» и пассажиров сняли с рейса. В понедельник в Перми был отменен рейс теплохода «Иртыш». В Камском филиале Российского речного регистра запретили судну выходить в плавание, поскольку у «Иртыша» сломана спасательная шлюпка, вместо трех радиостанций в наличии только две и еще ряд технических недостатков. Теплоход «Композитор Глазунов» был задержан для проверки технического состояния прямо во время речного круиза. Все 80 пассажиров покинули судно, сойдя на берег в Саратове.

Непонятно только, почему о проверках у нас вспоминают лишь после трагедии. А чем занимались люди, выпускающие «Алабина», «Глазунова» и «Иртыш» в рейс, ранее? За что получают свои деньги ответст-венные за речной транспорт чиновники, контролеры, горе-арендаторы?