ОБЛОМКИ ИСТОРИИ

В Нижнем Тагиле рабочие, закладывая фундамент под памятник промышленнику Николаю Демидову, откопали обломки другого монумента - Александру II Освободителю, который в свое время стоял на этом месте - несчастливом для произведений скульпторов. Бюст Демидова станет уже четвертым памятником, который пытаются здесь установить.

Четырехугольную пирамиду из серого мрамора установили на Базарной площади Нижнего Тагила в 1895 году, уже после смерти Александра II от бомбы террориста. Тагильчане всем миром скидывались на памятник царю, который в бытность наследником престола посетил Тагил в 1835 году. После революции все символы самодержавия сбили, а на месте венчавшей памятник державы установили легко одетую женщину - Свободу, которая сильно напоминала нью-йоркскую статую. В 30-х годах памятник совсем снесли, на его месте поставили Сталина. Тот продержался до 1956 года, после ХХ съезда партии его разрушили.
И вот теперь на этом месте, где памятники долго не задерживаются, тагильчане решили установить гигантский, высотой 1,7 м бюст заводчика Николая Демидова на четырехметровой колонне. Заложили монумент еще в 1972 году, но к работам по его созданию и установке приступили только сейчас.
На 27 мраморных обломков Александровского памятника наткнулись рабочие. В котловане они нашли и старинные монеты, которые немедленно разобрали. Мраморные останки общим весом 6 тонн выкопали, с помощью крана погрузили на грузовики и отвезли в местный музей.
Почтить Николая Демидова тагильчане решили, поскольку считают его отцом-основателем: именно при нем Нижний Тагил начал строиться не как завод, а как город. Хотя сам Демидов здесь бывал лишь однажды, в 1806 году, а большую часть своей жизни провел за границей, в основном во Флоренции.
Огромное отцовское наследство - десять заводов и тысячи крепостных - Николай Демидов получил рано, в 15 лет. Как только Николай отделался от опекунов и стал самостоятельным, он принялся просаживать состояние, залез в огромные долги, встал даже вопрос о продаже уральских заводов. Занимая во Флоренции роскошный дворец, он поражал аборигенов небывалой роскошью своих приемов, два раза в неделю устраивал у себя французские спектакли с балами, а в другие дни пускал зевак поглазеть на коллекции попугаев и малахита. Он настолько расстроил свои имущественные дела, что над всем его имуществом была учреждена опека...