СНОВА О КАПИТАНЕ СЫСОЕВЕ

Вчера стало известно, что уездный суд эстонского города Харью принял к производству иск дочерей капитана Ивана Сысоева, павшего при освобождении Таллина от фашистов.

Эсмеральда Меньшикова и Светлана Гневашина обвиняют правительство Эстонии и местного историка Пеэтера Каазика в клевете на их погибшего отца.
Как рассказал "Труду" адвокат россиянок Михаил Иоффе, иск был подан еще в мае 2007 года, сразу после вызвавшего международный скандал переноса памятника советским воинам и их останков с площади Тынисмяги в центре Таллина на военное кладбище. Сопровождалось это весьма странными публичными комментариями. В частности, Пеэтер Каазик в официальной справке написал: "На Тынисмяги были похоронены 3 красноармейца, которые пытались украсть водку с алкогольного завода, и были расстреляны как мародеры по приказу коменданта Таллина. Среди них неизвестный, Сысоев и Куликов..." В советских архивах об Иване Сысоеве другие сведения: "Парторг полка Сысоев был послан с передовыми отрядами, воодушевлял бойцов на героизм в борьбе с большими заслонами противника, ворвался в Таллин и пал смертью храбрых, представлен к ордену Отечественной войны..."
- Справка Каазика основана на слухах, - поделился с нашей газетой Михаил Иоффе. - Ко мне, кстати, обратились родственники лежавших в той же братской могиле капитана Брянцева и лейтенанта Волкова, с тем, чтобы я представлял и их интересы в суде. Останки обоих офицеров уже перевезены на родину и вновь захоронены с воинскими почестями. Если эстонский суд не удовлетворит иск по восстановлению доброй памяти капитана Сысоева, мы будем отстаивать свою позицию на международном уровне. Я не сомневаюсь в успехе.
Но восстановление доброго имени - даже не полдела. При кощунственной эксгумации останков 13 советских солдат и офицеров, покоившихся на Тынисмяги, эстонские власти прах капитана умудрились потерять. Теперь заявляют, что его там и не было. Хотя по данным военно-мемориального центра Вооруженных сил РФ он был похоронен именно у Бронзового солдата. Как считает член совета Русской общины Михаил Петров, могила с костями была разрыта в 1995 году во время благоустройства парка, а на ее месте посажены деревья. Есть даже акт об обнаружении останков, но нет документа о перезахоронении. Найти их - еще одно из требований родственников.
- Кстати, в суд мы подали еще один иск о признании незаконным распоряжения эстонских властей о перезахоронении, - говорит адвокат Иоффе. - В документе отмечалось, что могилы представляют угрозу и располагаются в ненадлежащем месте. Мы можем доказать, что угрозы не было (она может возникнуть только с медицинской точки зрения), а было исключительно осквернение могил.