Многим в стране не дают покоя эти огромные средства - свыше 300 миллиардов рублей, которые практически мертвым грузом лежат в государственной управляющей компании - Внешэкономбанке. Будущие пенсионеры не оправдали надежд реформаторов: 90 процентов тех, кого обязали отчислять из зарплаты по 4 процента на будущую обеспеченную старость (а это все, кто родился в 1967 году и позже), не захотели самостоятельно выбирать частную управляющую компанию. Поскольку они оставили без ответа "письма счастья" из Пенсионного фонда, которые, между прочим, обходятся в миллиард рублей, то по умолчанию эти средства автоматически поступают в государственный Внешэкономбанк. Как выяснилось, овчина выделки не стоит: доходность государственной компании ниже инфляции. Деньги стремительно обесцениваются. Так что, лет через 20, ко времени выхода на пенсию, от них останется шиш без масла. Правительство давно бьется над вопросом, кому доверить эти миллиарды? Желающих освоить пенсионные денежки - тьма, но тут главное - не прогадать. Потому разработчик и предлагает на конкурсах делить деньги между компаниями.
Эту идею давно лелеет МЭРТ - ведомство Германа Грефа. А вот Минздравсоцразвития сопротивляется. От обиды Михаил Зурабов предложил вообще ликвидировать накопительную часть. По принципу: "Так не доставайся же ты никому!" Почему он решил дезавуировать свою же реформаторскую идею? У него в бюджете подведомственного Пенсионного фонда - большая дыра. Если влить туда 300 миллиардов, то можно немного поднять нынешние мизерные пенсии, за которые Зурабова критикуют со всех сторон. А Греф в отличие от Зурабова отвечает не за нынешних стариков, а за экономическое развитие, то есть ему надо думать о будущих пенсионерах. Президент, похоже, это поддерживает. Потому накопления "молчунов" скорее всего все-таки передадут в частные руки. Но выход ли это из нынешнего тупика? Мы обратились к специалистам.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальных исследований Института экономики РАН:
- Мне сама идея нравится. Разве нормально, что 90 процентов средств накопительной части лежат во Внешэкономбанке, доходность которого ниже инфляции - процентов 6? Причем это не вина Внешэкономбанка: по закону он вправе инвестировать эти средства только в государственные ценные бумаги. Да, они надежны, но почти не приносят прибыли и обесцениваются. За 20 лет от накоплений останется половина. А у частных компаний сегодня доходность в среднем составляет порядка 20 процентов. Это уже кое-что. Кстати, на самом первом конкурсе (в 2001 году) на управление пенсионными накоплениями победили 65 компаний, и они до сих пор на плаву и имеют право распоряжаться этими деньгами.
Есть ли тут подводные камни? Безусловно. Допустим, компания обанкротилась и исчезла. В таком случае по закону об инвестировании за сохранность денег отвечает государство. Должна быть введена жесткая система страхования пенсионных накоплений.
И такой щекотливый момент: согласно предложенному законопроекту от "молчуна" не требуется согласие на передачу его средств в частную компанию. Но не исключено, что найдется человек, который напишет в Конституционный суд: "Почему мои деньги без моего ведома крутятся в американской инвестиционной компании?" Как быть в таком случае - не знаю.
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы РФ:
- По-моему, это не выход. Без согласия заявителя нельзя направлять его деньги в частные компании. На дармовые 10 миллиардов долларов, безусловно, много охотников. Но риск велик: компания может неудачно разместить инвестиции, получить малую доходность. Кто ответит за это, обеспечит сохранность денег? Я сторонник накопительной пенсионной части на добровольной основе, когда желающие сами выбирают частную компанию. По-моему, как дармовая приватизация подорвала малый бизнес, так эта затея подорвет идею добровольного пенсионного страхования.