Лондон для русских, так же как и Москва для англичан, всегда считались престижными и важными для карьеры городами. Это касается и дипломатов, и разведчиков.
Не случайно в 2004 году главой МИ-6 был назначен бывший глава ее резидентуры в Москве Джон Скарлетт. Именно он обеспечивал в свое время нелегальную эвакуацию из Москвы Олега Гордиевского, а затем поддерживал контакты с Платоном Обуховым, вовлекая в эту операцию до 14 сотрудников резидентуры. Однако и россиянам есть чем похвастать в противостоянии двух разведок. Собственно, главные неудачи наших спецслужб в последние десятилетия связаны с успехами английских разведчиков и наоборот. Можно вспомнить имена завербованных МИ-6 Пеньковского, Гордиевского, Обухова, Резуна, Митрохина, который увез важные бумаги из архива КГБ в Англию. В свою очередь на нашу страну работала знаменитая "кембриджская пятерка" во главе с Кимом Филби, Блейк. В Великобритании успешно действовал знаменитый русский нелегал Конон Молодый, ставший прототипом героя фильма "Мертвый сезон".
Нет сомнений, что под высылку попадут люди, действительно успешно действовавшие во имя интересов своей страны. Как сложатся их судьбы в дальнейшем? Что ждет этих людей на родине? Для западных граждан, высланных в разные годы из Москвы, особых проблем в жизни не возникало. Им был закрыт въезд только в ту страну, откуда их выслали. Для советских, а сегодня российских граждан все гораздо сложнее. Однозначно закрывается въезд в страны НАТО, да и в других странах, как правило, они оказываются под особым контролем, что не может не мешать работе.
Высылка из страны для советского гражданина, командированного за границу, означала сильнейший стресс. Не все могли пережить удар по карьере и утрату шанса на обеспеченное существование. Однако, по нашим сведениям, ни один разведчик или просто попавший под "общую раздачу" россиянин не затерялся и не умер с голоду. Так, совсем еще молодой офицер ГРУ, находившийся в первой командировке, был выслан из Франции в 1983 году. Вернувшись на Родину, быстро понял, что серьезно "засвечен" и в разведке ему карьеры не сделать. Поступил в аспирантуру. Защитил диссертацию по филологии и сегодня является одним из руководителей крупной российской структуры, обеспечивающей загранвояжи знаменитых артистов.
Наш коллега - "журналист" А., высланный в свое время из Великобритании, удачно продолжает карьеру в редакции крупнейшей российской газеты. Он даже расстался со своей службой, предпочтя ей творческую карьеру. Правда, бывает, журналист опаздывает в загранкомандировки: в иностранных посольствах экс-полковнику в визах не отказывают, но могут выдать их в день окончания мероприятия, которое он должен был освещать. Такие вот тонкие намеки...
На военной кафедре Института иностранных языков имени Мориса Тореза в свое время работал человек, чья внешность как нельзя лучше совпадала с его фамилией: Павел Ангелов. Преподаватель военного перевода блестяще знал свое дело. А историю своего преподавателя студенты узнали лишь годы спустя. Нелегал ГРУ, он бежал из Канады в одних тапочках, чудом пробрался на советский пароход и полностью "засвеченный" уже никогда не смог выехать за границу. Пришлось передавать свои глубокие знания английского юным студентам-переводчикам. Навсегда оказался невыездным знаменитый нелегал Иосиф Григулевич. Срочно эвакуированный в свое время из Италии, он стал крупным ученым-латиноамериканистом, членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Отличное образование и обширные связи помогали не затеряться и не пасть духом. Действовала и корпоративная солидарность: друзья и прежние коллеги искали и находили работу для своих бывших сослуживцев. Понимали: под высылку может попасть каждый.
Хрестоматийный пример - высылка из США в 1982 году известинского собкора Мэлора Стуруа в отместку за выдворение корреспондента журнала "Ньюсуик" Эндрю Нагорного. Редакторский пост и членство в редколлегии для живого классика смягчили эту несправедливость, ведь Стуруа был "чистым журналистом", о чем знали и американцы. Спустя семь лет со Стуруа сняли печать отверженного, а в 1990 году журналист возвращается в Америку в качестве главного научного сотрудника Фонда Карнеги. Сейчас он профессор Института общественных отношений имени Губерта Хэмфри Миннесотского университета в Миннеаполисе, где трудится по сей день.
В стрессовой ситуации зачастую оказываются, а потому больше всех страдают семьи другой категории вынужденных беглецов. В отличие от профессионально подготовленных разведчиков, знающих, на что они идут, члены семей, как правило, не готовы к драматическим ситуациям, часто даже не догадываются о двойной жизни близкого человека.
Шпион Олег Гордиевский вывозился из СССР английскими спецслужбами в багажнике машины с дипломатическими номерами через советско-финскую границу. Семья - жена и двое девочек - остались в Москве. Жизнь и судьба их оказались сломанными. Тесть Гордиевского, полковник Алиев был уволен из КГБ. Жена Лейла прошла через многочисленные допросы, тотальную слежку, унижения и только через пять лет смогла выехать в Лондон с детьми. Этот брак в столице Британии распался очень быстро.
Аркадий Шевченко, занимавший высокую должность заместителя генерального секретаря ООН, был завербован американцами. Предатель остался в США, а его жена покончила жизнь самоубийством в Москве. Сын Шевченко, преуспевающий молодой дипломат, был отозван из Женевы, где служил в посольстве СССР, и уволен.
После ареста и расстрела агента английской и американской разведок Олега Пеньковского были с позором уволены с должностей его друзья: начальник ГРУ, генерал армии И.Серов и главком ракетных войск, маршал артиллерии С.Варенцов. Обоих лишили званий Героя Советского Союза и понизили до генерал-майоров.
Владимир Резун, офицер ГРУ, более известный как писатель Суворов, был завербован также англичанами и, покинув резидентуру в Женеве, бежал с семьей в Великобританию. Отец и мать остались в Черкассах. Как писал сам Резун, "отец так и не простил измену, унес свою боль в могилу. Он был человеком военным, прошел всю войну. У него были другие воззрения".
Те же англичане несколько лет назад нарушили неписаную традицию, всегда существовавшую в разведке, - не вербовать близких родственников крупных чиновников. Они взяли в оборот Платона Обухова, сотрудника МИД РФ, сына бывшего зам. министра иностранных дел, а тогда посла России в одной из скандинавских стран. Сегодня сын сидит в тюрьме, а отец - в отставке, карьера сломана.