Еще одна ключевая трасса соединяет Москву с Киевом.
Примета последних лет: федеральные трассы стали еще хуже, чем областные. Почему даже бедные регионы находят средства на ремонт местных дорог, а государство позорит себя уже на таможенных пограничных переходах? А потому, что дорожное строительство продолжается по социалистическим принципам: расходы колоссальные, а "доступ к телу" чиновника, отвечающего за прокладку магистрали, остается основным условием успеха компаний.
Надо сказать, "тела" эти разбросаны по стране в странном порядке. Если ехать из Брянска в Смоленск, то видно, что за административной границей дорога становится намного шире и ровнее. Потому что деньги распределяли в Смоленске. Если нужда заставит отправиться из Брянска в Москву, то сначала будет 200 верст ухабов по избитой бетонке, а после Калуги можно наслаждаться ездой по новой четырехполосной трассе с металлическими ограждениями. Управляют автотрассой "Украина", как можно уже догадаться, из Калуги. Здесь же разрабатывают и стратегию. А она такова: дальнейшее расширение международного шоссе Москва - Киев пойдет не от границы, а от Калуги - в строну калужского же города Сухиничи. Когда же брянцы дождутся очереди? Начальник управления дороги Москва - Бобруйск Александр Данилов прикинул: "Думаю, к 2015 году. Вы же понимаете, это дело не такое простое".
И еще Данилов порадовал: автомагистраль "Украина" правительство признало приоритетной. Хорош приоритет, растянутый на десятилетие. Чем это кончится? В свое время депутаты Погарского района Брянской области пригрозили остановить поток машин, текущий через город, если правительство не выделит денег на строительство объезда. В этом году деньги наконец дали, но в области еще пять неприглядных таможенных переходов. Понятно, что начальник, который сидит в Калуге, ездит в столицу вовсе не через Брянск и "чужим" даст денег в последнюю очередь. Теми же пирогами встречают ходоков из Брянска и в Москве.
- Мне вообще непонятен принцип распределения дорожных денег из казны, - досадует заместитель брянского губернатора Евгений Кузавлев. - Брянская область - приграничная, тут должны быть соответствующие международным стандартам пути. Президент поставил задачу построить современные переходы на границе, но его будто не слышат. Вот сейчас едем в "Росавтодор", везем аналитические выкладки - соседям на дороги выделяют намного больше средств. В прошлом году нам дали на дорогу Смоленск - Брянск 40 миллионов из федерального бюджета, потом урезали до 30. На шоссе до Гомеля обещали 70 миллионов, но выделили только 12.
Министр транспорта Игорь Левитин давно призывает покончить с практикой, когда дорожникам дают средства под конец сезона. Призыв в Минфине не слышат. Если, к примеру, сейчас казна раскошелится, то придется 45 дней ждать торгов, потом еще пару недель на подготовку, а там, глядишь, уже и октябрь. И такое глумление над здравым смыслом можно назвать государственной политикой?
Бетонное шоссе "Украина" будто в насмешку каждый год латают асфальтом, который через пару месяцев отваливается. На днях президент велел часть из 7 млрд. долларов, сбереженных за счет досрочного погашения долга Парижскому клубу, направить на строительство дорог. Это немного, если учесть, что годовые траты на отрасль составляют 9 миллиардов долларов. Но главным остается вопрос: сколько из этих денег разворуют?
В Минтрансе подсчитали, что при нынешнем уровне финансирования потребуется больше ста лет, чтоб асфальтовая лента дотянулась до каждой деревни. Ошеломлять любят именно "отрицательными" цифрами, однако почему-то не слышно рассуждений о том, как сократить затраты на строительство и ремонт дорог. Ведь очевидно, что конкуренция в отрасли является на самом деле замаскированной коррупцией. Проводятся конкурсные торги, но выигрывают их нужные компании, а материалы часто закупаются за тридевять земель по безумным ценам. Вот сейчас на один километр участка планируемой скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург просят уже 50 млн. долларов. Не иначе собираются делать дорогу с золотым покрытием!
Автомобильная дорога Москва - Минск, построенная перед войной, по своим техническим параметрам соответствовала магистралям США и новому шоссе Кельн - Бонн. А теперь - где мы и где немцы с американцами?