Так, на канале "Культура" выходит цикл "Великие романы двадцатого века", кажущийся бесконечным. В получасовых выпусках в типичной для западной эстетики манере рассказываются Love Story.
К сожалению, за редким исключением авторы цикла не выходят за пределы нехитрой (ставшей коммерческим ноу-хау) схемы. Сначала вкратце, с использованием фото- и киноматериалов, рассказывается биография знаменитости - одной или обоих, если не только он, но и она на слуху у массовой аудитории. Обязательно присутствует момент знакомства и, конечно, сообщается о шлейфе каждого: предыдущие романы и браки, дети, скандальные разводы. Этот джентльменский набор не оставляет времени на самое главное: рассказ о том, что же связало два влюбленных сердца. Но зачем он нужен, если означенный коктейль и так хорошо продается?
После подобного разговора "о великой любви" в памяти остаются лишь эффектные снимки, кадры светской хроники да кое-какое представление о звездной карьере, проиллюстрированной фрагментами из фильмов (когда речь идет, скажем, о Чарльзе Бронсоне) или выпусками теленовостей (в случае с Ричардом Никсоном).
Иногда авторы как бы разнообразят свои подходы. Так, на минувшей неделе выпуск о Вивьен Ли и Лоренсе Оливье строился по проверенному шаблону, а вот в том, что был посвящен Джону Леннону и Йоко Оно, была предпринята попытка уйти от навязчивых штампов. А в результате и тот, и другой были поверхностными и банальными. И все по той же причине - в них не было любви.
На "Культуре" есть и другой цикл, посвященный в отличие от первого отечественным персонажам. Назван он "Больше, чем любовь". Формула, на первый взгляд кажущаяся вызывающей, на деле довольно точна, если считать любовью тот набор зачастую весьма рациональных поступков, о которых рассказывается в "Великих романах...". В "нашем" цикле высокое чувство не только соединяет двоих, но и во многом формирует жизнь каждого из них, меняет творческую биографию, приводит к неожиданным поворотам.
На прошлой неделе сценарист А.Бедеров и режиссер Т.Малова рассказали поразительную историю любви писателя Михаила Пришвина и его жены Валерии Дмитриевны. Чувство, пришедшее к писателю в довольно позднюю пору его жизни, стало основанием для мудрых размышлений, доверенных бумаге. "Мы с тобой. Дневник любви" - так называется книга Пришвина, вышедшая много лет спустя после ее написания. Фрагменты из нее в фильме озвучивает актер, внешне отдаленно напоминающий своего героя. Мы слышим за кадром его речь, в которой звучат откровенные мотивы, причем он делает это настолько тактично, что у зрителей ни на секунду не возникает ощущения неловкости, неестественности происходящего.
Авторы умело использовали скудный изобразительный материал, оставшийся после прожившего в затворничестве и единении с природой литератора. В основном это фотографии, которые делал он в путешествиях и на охоте, в доме, где провел последние свои годы. И, разумеется, портреты жены... Сегодняшние съемки природы, тех мест, что вдохновляли героя повествования, точно подобранная музыка, тактично включенная в контекст кинохроника - все это дает ощущение продуманности и редкостной для телеэкрана гармонии.
Есть такой цикл, посвященный высоким чувствам, и на Первом канале - "Любовные истории". Его выпуски вызывают противоречивые чувства. В минувшую субботу вышла передача, посвященная превосходной русской певице Надежде Кадышевой. В ней не было особых драматургических или режиссерских изысков. Но навязчивая метафора, проходящая сквозь все пятьдесят эфирных минут - лепестки ромашки, обрываемые один за другим на крупном плане, - смотрелась довольно назойливо.
Зато сама певица и муж ее, Александр Костюк, с которым они встретилась много лет назад, еще в бытность студентами столичного Гнесинского училища, куда приехали поступать из глубинки - она из российской, он из украинской, - выглядят на экране естественно, без претензий на многозначительность. Вся их жизнь в искусстве проходит перед зрителями в собственных рассказах и в концертных номерах...
В последнем в этом сезоне выпуске передачи "Народ хочет знать" (в пятницу) тоже обсуждались проблемы любви. Правда, любви к Отечеству. Странно выглядело предложение ведущей к людям в студии проголосовать, считают ли они себя патриотами. Поднялся лес рук. Но в обсуждении самой проблемы некоторые, особо уважаемые эксперты, приглашенные специально для прояснения вопроса, откровенно путались в ответах. Так и хотелось посоветовать им посмотреть ленту о Пришвине: тот любил и жену, и дом, и природу, и малую родину,и свою страну - и все это создавало удивительную гармонию, полноту жизни.