Во-первых, Евгений Александрович - испытанный, верный друг нашей газеты, лауреат нашей "фирменной" премии "Герой "Труда". Напомню, что на протяжении почти двух лет он публиковал в "Труде" фрагменты из готовящейся в издательстве "Искусство" уникальной антологии русской поэзии в трех томах. Это был совместный труд, на удивление согласное встречное движение популярнейшего автора и газеты во благо поэзии, во благо духовной культуры общества. Всего в "Труде" вышло 65 выпусков антологии - случай для нашей печати, согласимся, беспримерный.
Во-вторых, каждый день рождения Евгения Евтушенко обречен на повышенное внимание читающей публики. Напомню: десять лет назад директор Политехнического музея предложил поэту уникальный контракт: праздновать здесь свой день рождения в течение 25 лет - вплоть до 2019 года. В этой аудитории в разные годы звучали голоса Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Сельвинского, Окуджавы, Вознесенского, Ахмадулиной... И вот уже в одиннадцатый раз именно в этих "намоленных" великими поэтами стенах выступает с чтением стихов Евгений Евтушенко. И в одиннадцатый раз - при полном аншлаге. И в этот раз в довольно вместительном зале не было ни одного свободного места, лишний билетик спрашивали еще у метро "Китай-город", и даже своих друзей (в том числе и корреспондента "Труда") Евгений Александрович смог разместить только на сцене, поставив рядом с собой десяток-другой стульев.
Поэт и в этот вечер был в ударе. Он чувствовал, кроме всего прочего, поддержку своей семьи. На сцене сидел его старший сын Женя - юноша в круглых очках, чем-то похожий на экранного Гарри Поттера, а супруга Маша расположилась в зале вместе с младшим сыном Митей. Неподалеку от них сидела Елена - младшая сестра поэта. Сам Евгений Александрович вышел на сцену в пестрой шелковой рубахе навыпуск, в разноцветных, как бы "клоунских" штанах, в массивных кроссовках. Таков уж его "фирменный", всегда молодой стиль в одежде, где много броского, яркого. А в поэзии его стиль - с годами это видится все заметнее - классическая строгость и ясность стиха, берущая свои истоки в поэзии Золотого и Серебряного веков. Хотя по-прежнему находится место и удалой игре словами, и острой парадоксальности, и едкой иронии.
Евтушенко читал в этот вечер в основном свои новые стихи, вошедшие в только что выпущенный сборник под названием "Памятники не эмигрируют". Это 110-я книга Евтушенко, изданная за годы его бурного и страстного служения поэзии. Надо еще поискать аналоги такой творческой плодовитости и многолетней востребованности. Не случайно гости Евтушенко - поэты Владимир Вишневский, Анатолий Кобенков, Михаил Синельников, кинорежиссер Алексей Симонов, литературовед Игорь Волгин говорили о Евтушенко, не стесняясь восторженных тонов. А Евгений Рейн, сам немалая величина, без обиняков назвал Евгения Евтушенко "самым главным поэтом эпохи"...
Три часа, во время которых Евгений Александрович "держал" зал, то шепча свои стихи, как заклинание, то буквально выкрикивая их с публицистической яростью, пролетели, как говорится, на одном дыхании. На возгласы из зала "бис!", "браво!", на просьбы прочитать стихотворение "Прощание с красным знаменем" Евтушенко не без лукавства взмолился: "Пожалейте старичка..." Зал грохнул смехом - настолько не соответствовал вулканический темперамент поэта этой явной "прибедненности".
Не отставал Евгений Александрович от молодых и во время дружеского застолья, где благосклонно внимал искренним речам гостей. С удовольствием, по-моему, выслушал он и дружеский тост от автора этих строк, а затем сделал ответный ход - подарил "Труду" седьмой том из вышедшего недавно Полного собрания своих сочинений. На 324-й странице, где лежала специальная закладочка, я прочел стихи "Послесловие к антологии", которыми есть смысл поделиться с читателями нашей газеты:
С трудом прощаюсь я с "Трудом".
Он был как отчий добрый дом
Живому дышащему слову.
Мы от лица родной земли
Ахматовой и Гумилеву
Вновь повстречаться помогли!
И Пушкин там на пьедестале
Бокал с шампанским поднимал,
И антологию читали
Рязань, Владивосток, Ямал...
Пропускаю несколько строф, лестных для самолюбия журналистов "Труда", для ее главного редактора, смело выхожу на финальную поэтическую коду:
В России без стихов любити
Народу русскому не быти.
Терпение, стихи и "Труд"
Что надо, то и перетрут.
Право, лучше и не скажешь. Спасибо, Евгений Александрович! И еще раз с днем рождения!