НЕСУСВЕТНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ
80 лет назад, 21 июля 1925 года, в небольшом американском городке Дейтоне, что в штате Теннесси, завершился громкий судебный процесс над скромным школьным учителем Дж. Скоупсом. Суд продолжался двенадцать дней и признал учителя виновным в том, что он вопреки законам штата излагал ученикам эволюционную теорию Дарвина. Подсудимого приговорили к штрафу в 100 долларов. Надо учесть, что в те времена доллар был не чета нынешнему.
Организаторы "обезьяньего процесса", конечно, основательно влипли в историю. Уж кто только не обращался к этому казусу, ставшему, по мнению прогрессивной общественности, эталоном мракобесия, - писатели, историки, социологи и даже психиатры. Американский режиссер Стэнли Крамер снял по этому сюжету полный драматизма и психологизма фильм "Пожнешь бурю".
Но, думается, данное событие сильно "пересерьезнено". Все гораздо проще. Жителям Дейтона надоела провинциальная скука. Захотелось известности, желательно мировой, чтоб туристы валом повалили. Надо было придумать что-нибудь несусветное. И придумали. В пользу этой версии говорит тот факт, что перед зданием суда без устали драл глотку зазывала в обезьяньей шкуре, бойко приглашая людей на заседания.
За 80 лет американцы сильно продвинулись по части всяческого пиара. И мы стараемся не отставать. Обезьянничаем.
НУ И ВИДОК!
230 лет назад, 24 июля 1775 года, родился Франсуа Эжен Видок, один из самых знаменитых авантюристов, преступников и в то же время сыщиков Франции. Первую половину жизни ловили его, вторую - ловил он. Однажды в тюрьме ему пришла в голову мысль предложить свои услуги в качестве знатока преступности в обмен на свободу. И вскоре он стал основателем службы безопасности Франции (Сюрте), которую возглавлял двадцать лет. За короткое время очистил Париж от воров. Отойдя от государственных дел, основал частное детективное агентство, ставшее прототипом современных агентств.
Был дружен с Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Эженом Сю и Александром Дюма-отцом. Говорят, послужил прообразом Вотрена и Жана Вальжана. Оставил три тома мемуаров.
Если вспомнить наших доморощенных "оборотней в погонах", то здесь, скорее, наблюдается обратный процесс - трансформация из сыщиков в преступники. Некоторым, правда,удается сочетать одно с другим.