САММИТ СОСТРАДАНИЯ

Отличительная метка генуэзской встречи "восьмерки" - отсутствие в повестке дня отдельного пункта о России. Раньше не обходилось без дебатов о наших внутренних проблемах, о "перекосах", с точки зрения устоявшихся демократий, в рыночных реформах и становлении новой управленческой модели в России. Нам указывали то на "чрезмерное" применение силы в конфликте в Чечне, то на угрозу от ветшающего ядерно-ракетного арсенала...

"Мы постепенно и почти незаметно для себя и наших партнеров действительно превращаемся в равноправных участников "клуба великих держав", - справедливо отмечает политический обозреватель ИТАР-ТАСС Михаил Калмыков. В Генуе у России будет не "приставной стул", а место за общим круглым столом, подразумевающим подлинное равенство восьми держав.
И наравне со всеми Россия будет готова взять на себя моральные и финансовые обязательства по улучшению жизни не государств - членов этого элитного по составу клуба, а всего мирового сообщества. Это предопределило содержимое дипломатического багажа, привезенного на саммит российской делегацией. Хотя в Кремле подчеркивают: "Никаких сюрпризов не ожидается".
БЕДНОСТЬ ВСЕ ЖЕ - ПОРОК
Если президент США Джордж Буш намерен в Генуе пропагандировать, как он выражается, ценности "сострадательного консерватизма", то в нашем багаже есть конкретные примеры того, как Россия облегчает финансовое бремя самых обездоленных. Владимир Путин напомнил, если кто забыл: "Мы являемся четвертой страной из восьми по абсолютному списанию долгового бремени с беднейших стран и первой страной по списанию этих сумм в процентном отношении к нашему ВВП. То есть при оказании помощи беднейшим странам по списанию с них долговых обязательств нагрузка на наш собственный бюджет больше, чем у всех других стран "восьмерки".
Россия накануне саммита ясно дала понять, что присоединится к инициативам европейских стран по борьбе с бедностью, в частности, поддерживает меры по стимулированию инвестиций в страны т.н. "третьего мира", готова еще больше открыть свой внутренний рынок для товаров "традиционного экспорта развивающихся стран".
БЫТЬ ЛИ ОРУЖИЮ "ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН"
Прорывов не ожидается. Во время бесед всей "восьмерки" мировых лидеров и на двусторонней встрече президентов России и США будет возможность подтвердить неизменность нашей позиции. Для создания национальной противоракетной обороны (НПРО) у американцев нет реальных оснований: их ссылка на угрозу со стороны "стран-изгоев" мало убедительна, поскольку они либо в течение ближайших 25, 30, 40 лет не смогут создать соответствующих ракетных систем, либо вообще никогда не смогут - потому что увеличение дальности полетов имеющейся у них на вооружении ракетной техники имеет определенные границы, и эти границы сегодня уже достигнуты. Это старые ракеты советского производства "СКАД", которые сами по себе представляют модификацию с немецких ракет "ФАУ-1", "ФАУ-2".
Вместе с тем Москва считает разумным совместно с США и другими державами оценивать "новые угрозы", но не разрушая ткань международных договоренностей в сфере глобальной безопасности, в частности, Договор по ПРО от 1972 года. Президент Путин неоднократно говорил о готовности выслушать все аргументы, имеющиеся у Джорджа Буша, и терпеливо разъяснять российскую позицию. Владимир Путин убежден, что "действовать нужно только совместно, не порождая дополнительных угроз на пути борьбы с тем злом, которое мы еще не определили".
ЗАЩИТА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
Отказ Соединенных Штатов выполнять Киотские протоколы, обязывающие американский бизнес сократить выбросы зловредных веществ в атмосферу, затрагивает и интересы России. Не только по причине "парникового эффекта" и как следствие - глобального потепления. Россия также в немалой степени способствует загазованности атмосферы и в условиях демонстративной обструкции "духа Киото" должна будет решить для себя, "на каких условиях мы окончательно ратифицируем этот протокол".
КЛОН ИЛИ НЕ КЛОН
Россия не может обойти стороной этические и практические аспекты генной инженерии, продвигающейся вперед семимильными шагами - от расшифровки генома человека до клонирования отдельных тканей. Позиция такова: необходимо "выработать общие правила", что требует для начала общей договоренности и в рамках ООН, и в формате "восьмерки".