КАСПИЙ: ВЕК ХХI

По традиции стилизованный литературный герой Остап Бендер шутками-прибаутками встречал гостей калмыцкой столицы неподалеку от входа в Сити-Чесс. Многие из ученых, специалистов, экспертов и руководителей всех рангов, прибывших в Элисту на Международную конференцию по перспективам устойчивого развития Каспийского региона в XXI веке, видели эту классическую фигуру и здешний зал заседаний уже не впервые... И понятно: укрепление позиций России в зоне Каспия, интенсивность развития здешних нефтегазовых провинций побуждает представительные делегации активно посещать эти места, прилегающие к акватории моря. Калмыкия - одна из таких территорий. Причем перспективы ее развития напрямую зависят от освоения шельфовых месторождений.

Это особенно подчеркнул президент Кирсан Илюмжинов. "Калмыкия в понимании многих - только степь и шахматы,- сказал он. - Однако Калмыкия - это еще и 150 километров Каспийского побережья. И реализация общероссийских интересов на шельфе неотделима от интересов нашей республики".
Этим объясняется и высокая активность калмыцких нефтяников, предложивших свою концепцию освоения шельфа. Как пояснил президент АО "Калмнефть" Владимир Болдырев, суть ее в экологизации всех производственных процессов. Для Каспия это особенно важно. Мне самой довелось побывать на тех участках Северного Каспия, где со временем должны начать добычу жидких углеводородов. Это удивительные места: стаи осетров и тюленей, широкие косяки рыб, птичьи базары и прозрачная вода - настоящая жемчужина российского юга... Чем обернется для морского царства приход газовиков и нефтяников? Что оставят после себя люди?
По различным данным, здесь сосредоточено не менее двух миллиардов тонн углеводородного сырья. Добыть их с пользой для населения и без ущерба для природы - задача не из легких.
На конференции Владимир Болдырев представил, можно сказать, революционный проект освоения шельфа. О некоторых идеях в этой области "Труд" уже рассказывал. Однако, думаю, нелишне напомнить, что, планируя начать разработку недр, калмыцкие нефтяники приступили к осуществлению предварительных мероприятий по восстановлению биоресурсов в рамках программы. На территории Лаганского района, где организовала свою геологическую базу калмыцкая компания, развиваются рыборазводные хозяйства и заводы. Сделаны существенные шаги в вопросах развития туристической зоны и многое другое.
Но главное впереди. Революционность проекта состоит в отказе от привычных металлических конструкций, неизбежного "украшения" любого продуктивного шельфа. Вернее, конструкции остаются, однако они полностью изолируются от окружающей природы. Встроенные в живописный насыпной остров, сложные высокотехнологичные системы будут выполнять работу, не нанося ущерба экологии Каспия. Многоярусная конструкция представляет собой комплекс, где осуществляются добыча, первичная и глубокая переработка нефти. Отходы производства закачиваются под землю для поддержания внутрипластового давления.
Строительство островов позволит отказаться от вахтового метода. В живописных условиях морского ландшафта, среди лотосовых плантаций и многочисленных уголков отдыха, предназначенных для туризма, спортивного лова рыбы, будут жить нефтяники. Мощная инфраструктура "островного государства" позволит организовать рабочие места и членам их семей.
В конечном итоге на основе добычи углеводородов стабильно заработает саморазвивающаяся социально-экономическая структура, которая будет функционировать даже после истощения месторождений, переориентировавшись на иные виды деятельности.
Правда, не все участники конференции отнеслись к представленному проекту с оптимизмом. Преодолеть стереотипы в подходах к сугубо практическим вещам не так-то просто. Но генеральный директор Междисциплинарного института экологических проектов академик РАЕН Владимир Аникиев считает, что данная концепция показала, насколько важно сбалансировать интересы нефтяников и экологов, как продуктивно и безопасно можно работать на благо своего региона. И каким бы фантастическим ни казался на первый взгляд предложенный Болдыревым проект, он максимально приближен к действительности и напрямую связан с укреплением позиций России в Прикаспийской зоне.
Нельзя отрицать очевидное: общегосударственные позиции сильны там, где сильна экономика региона.
Калмыкию экономически благополучной пока не назовешь."Однако серьезный шаг в этом направлении уже сделан, - говорит К. Илюмжинов. - На Каспии у нас ведется большая работа: наряду с развитием нефтяной отрасли мы строим международный морской порт в Лагани. Со временем придет и отдача..."
Отдача начинает давать знать о себе уже сейчас. С расширением компании "Калмнефть" в республике появились новые рабочие места. Безработица в Калмыкии - одна из наиболее болезненных проблем. Особенно остра она в районах. Но с тех пор, как на Каспий двинулась "Калмнефть", заметил заместитель главы администрации Лаганского района Юрий Очиров, многие жители смогли устроиться на работу. Поэтому здесь приход нефтяников приветствуется.
...Как известно, освоение Каспийского шельфа определяется тремя принципами: геополитическим, экономическим и экологическим. Все эти аспекты детально рассматривались на международной конференции в Элисте.
Принимавший участие в форуме специальный представитель президента РФ по Каспию Виктор Калюжный подчеркнул, что сейчас особенно важно собрать и проанализировать различные мнения, предложения и проекты заинтересованных сторон, с тем чтобы выбрать наилучшие и поскорее начать работать, не дожидаясь глобального решения каспийской проблемы, то есть определения статуса Каспия.
Но какие бы политические решения ни принимались по этому поводу, правила освоения шельфа, сохранения здешней хрупкой природы должны стать едиными и достаточно жесткими для всех прикаспийских государств. Сейчас они только вырабатываются. И от того, чья точка зрения возобладает, зависит судьба Каспия.