Музыка SHAMANа нас связала

Российская аудитория любит большие праздничные концерты

Имя человека, придумавшего фразу «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», неизвестно. Но смысл ее предельно ясен: целое направление в искусстве уличалось в том, что оно чревато преклонением перед чуждыми ценностями. Сегодня полемика на музыкальные темы персонифицировалась. Из последних примеров — вопль возмущения, прозвучавший в эфире некоторых теле- и радиопрограмм: «Почему позволили Меладзе концертировать в России?» Да, теперь не так существенно, что играют и поют, важно — кто.

Cправедливости ради уточним: гнев спикеров вызвал не столько сам певец (он ведь даже не иноагент), сколько некий предатель, пригласивший Валерия Шотаевича выступить в России на частном мероприятии за 12 млн рублей. Мол, если тот, уехав за границу, осудил СВО, так и черт с ним. Пусть сидит там и не рыпается. Но позволить ему зарабатывать у нас деньги? Да еще такие?! Никто, правда, не рассказал, откуда сведения про концерт и сумму гонорара, известно лишь, что Меладзе видели в грузинском ресторане на Рублевке. Но не суть.

А вот интересно: насколько события последних лет повлияли на музыкальные предпочтения обычных россиян? И ведь не могли не повлиять. Когда тебе с утра до ночи талдычат про «Машину Времени» и «Аквариум», некогда считавшиеся культовыми группами, а на самом деле оказавшиеся пустышками, поневоле возникнут сомнения. Да что там всякая мелюзга, если значимость творчества самой Пугачевой вдруг оказалась под большим вопросом. Может, и правда пришло время совсем других песен? Или народу не до них сейчас в принципе? Ответы на эти вопросы отчасти можно найти в исследовании, проведенном ВЦИОМом.

Констатируем сразу: музыку мы по-прежнему слушаем. Так утверждают 89% россиян. Причем больше половины (51%) предаются этому занятию ежедневно. Типичные меломаны — это молодой мужчина (57%) или молодая женщина (46%) с высшим (55%) образованием. Они живут в одной из столиц (64%), в городах-миллионниках (63%) и активно используют интернет (62%). А вот типичный россиянин, который совсем не слушает музыку, по уверению социологов, скорее всего, представитель старшего поколения (65+). Подобный вывод мог бы вызвать сомнения: кто же тогда составляет армию поклонников «Песен от всей души» на «России 1»? Московская и питерская молодежь с несколькими вузами в бэкграунде так любит Малахова и его программу, что ли?

Но все просто. Чаще всего респонденты наслаждаются мелодиями на телефоне (50%), каждый третий (32%) слушает музыку в автомобиле. И лишь один из четверых внимает ей с экрана ТВ (24%). Эту аудиторию, считают исследователи, представляют в основном женщины (32%) старшего возраста (47% среди поколений застоя и 67% среди поколения оттепели). То есть как раз аудитория вышеупомянутого канала.

Но самое интересное обнаружилось, когда респондентов попросили назвать их музыкальные пристрастия. Рейтинг россиян возглавляет рок, его слушает каждый четвертый (24%). Далее в топе значится Ярослав Дронов, набравший 19% упоминаний. Примерно такую же долю набрала классическая музыка (18%). У народной музыки — 9%. По 8% опрошенных слушают шансон, «разные песни» и «песни российских исполнителей». Далее можно обнаружить песни военно-патрио-тической направленности (7% среди всех россиян, слушающих музыку, и 14-17% среди поколений застоя и оттепели) и рэп (6%). Среди других музыкальных направлений, которые интересны нашим соотечественникам, назывались популярная музыка (5%), джаз (4%), песни 80-х годов, электро (по 3%), а еще — хип-хоп, инструментальная, эстрадная, иностранная музыка, песни из старых фильмов, ретро, металл и прочее.

Не будем придираться к формулировкам специалистов ВЦИОМа. Констатируем лишь тот факт, что SHAMAN в обширном перечне — единственное имя. Словно он не человек, а целое музыкальное направление, подобно классике или року. Понятно, если бы респондентов попросили назвать самых любимых исполнителей военно-патриотических песен — и в лидерах оказался бы тот же Дронов. Но нет, он проходит отдельной строкой, возглавляя рейтинг музыкальных интересов женщин (25%), оставаясь на уровне 20-28% у россиян молодого и среднего возраста и снижаясь у поколений застоя и оттепели (12 и 5% соответственно).

А что нам в этом смысле демонстрирует телевидение? Согласно данным компании «Медиаскоп», на прошлой неделе на первом месте в списке самых популярных музыкальных программ оказался «Большой праздничный концерт, посвященный Дню России», на втором — «Песни от всей души», а на третьем — «Я русский». SHAMAN. Большой сольный концерт«.

То, что наша аудитория любит праздничные концерты с большим количеством участников, — неоспоримый факт. По рейтингу среди годовых лидеров всегда фигурируют новогодние огоньки и прочие «сборники» в честь важных дат. При этом сольники на федеральных каналах становятся все более редкими. Так что полуторачасовое явление SHAMANа на «Первом» 12 июня — бесспорное событие. Но напомним: отечественное ТВ часто вызывает вопрос «о первичности яйца или курицы». Ну, например: юмор на госканалах такой убогий, потому что зритель именно такого и требует, или потому что ТВ так сформировало его, зрителя, вкусы? Попсой еще можно было поинтересоваться. В нашем же случае хочется спросить: Ярослава Дронова преподносят с такой щедростью, идя навстречу пожеланиям трудящихся, или им, трудящимся, навязывают своеобразную скрепу в сфере музыки?