Хроника пикирующего вертолета

В Билимбае произошли две авиационные аварии с разницей в 20 лет

«А что, так можно?» — задают вопрос изумленные граждане, узнавшие, что вертолетом R-44 «Робинсон», потерпевшим аварию 12 июня в районе населенного пункта Билимбай Свердловской области, управлял человек без пилотского свидетельства. Еще как можно: По просочившейся из ГУ МВД по Свердловской области информации, этот полет проходил с многочисленными нарушениями, не считая того, что он не был согласован с соответствующими службами.

Говорят, снаряд дважды в одно место не падает. Ну а вертолет может. Поселок Билимбай 20 лет назад уже был местом катастрофы такого же «Робинсона». Тогда жертвами ЧП стали четверо. Вертолет рухнул на берегу Билимбаевского пруда. Расследование катастрофы было затруднено из-за отсутствия на борту самописца. Тем не менее комиссия пришла к выводу, что самая вероятная причина катастрофы — не техническая неисправность, а ошибка пилотирования, в результате которой машина на низкой высоте столкнулась с деревом. Комиссией был установлен и целый ряд других нарушений: пилот не прошел необходимое предполетное медицинское освидетельствование и не имел метеосводки. Кроме того, выяснилось, что управление машиной в полете передавалось лицу без опыта пилотирования:

А теперь обратимся к статистике. Вот о чем свидетельствуют отчеты МАК за минувший год.

25 июня, год назад. Катастрофа самолета Sky Wolf RA-0454G частного лица, гражданина России, в Московской области. Пилот и пассажир погибли. Как сказано в отчете, «при выполнении маневрирования над аэродромом Малино самолет столкнулся с землей». Летного свидетельства пилот не имел. Не было у воздушного судна и сертификата летной годности.

10 августа. Катастрофа аэростата в Подмосковье. В результате вынужденного приземления из-за пожара на борту пилот погиб, двое пассажиров с травмами попали в больницу. Документ годности аэростата просрочен.

30 октября. ЧП с вертолетом Ми-2 в Республике Саха (Якутия). На борту находились пилот и четыре пассажира. При взлете вертолет упал. Трое получили тяжелые травмы, вертолет — под списание. Комиссия, расследовавшая инцидент, выяснила, что срок действия медицинского заключения пилота давно истек:

Как свидетельствуют выводы Межгосударственного авиационного комитета, авиационные происшествия, обусловленные так называемым человеческим фактором, составляют около 80%. Продолжаются случаи эксплуатации воздушного судна пилотами, не имеющими летных свидетельств или с просроченными документами, а также пилотами, не имеющими подтверждения квалификационной проверки. Более чем в 25% случаев от общего числа авиапроисшествий пилоты выполняли свои профессиональные обязанности без медицинского заключения о годности к полетам или с истекшим сроком его действия.

А вы удивляетесь, что опять вертолет упал...