В России церковные ритуалы быстро срослись с народными обычаями
Вот мы и дождались Троицу! В этом году она у нас поздняя, 23 июня (западные христиане отметили ее месяц назад). В церковных календарях праздник именуется Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница, поскольку происходит на 50-й день после Пасхи. Но на Руси еще с XIV века, с Сергия Радонежского, его стали называть Троицей. Потому что величайшая тайна Триединства Бога, вызывавшая споры у богословов, у нас была воспринята очень легко и органично. И церковные ритуалы быстро срослись с народными обычаями.
Вспомним о сути праздника. Хотя мы и привыкли на Пятидесятницу видеть на аналое одну из икон Троицы, чаще — копию с написанной Андреем Рублевым (фото вверху слева), все же точный исторический смысл торжества передает образ Сошествия Святого Духа на апостолов. Богородица и апостолы, которым Господь перед Вознесением заповедал не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного им Утешителя, собрались в Сионской горнице. Они хотели отметить праздник в честь дарованных Моисею на горе Синай Десяти заповедей (как раз на 50-й день после Исхода из Египта). А заодно порадоваться первому урожаю, украшая дом плодами и колосьями пшеницы (отсюда и зеленое убранство наших храмов на Троицу). «Внезапно, — сказано в „Деяниях апостолов“, — сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и стали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Ученики Христа разговаривали с людьми, приехавшими на праздник, на их родных наречиях и диалектах. Свершалось чудо: разделенные на множество наречий в результате Вавилонского столпотворения люди (помните: Господь тогда наказал их за попытку достичь небес, построив башню) теперь получили возможность соединиться при помощи Благодати Святого Духа. А Вавилонская башня, к слову, так и осталась в истории красноречивым символом: что бывает, когда социальную систему строят на бездуховной основе:
И вот ученики Христа, простые, необразованные рыбаки, доселе не отличавшиеся красноречием, вдруг заговорили как настоящие мудрецы, цитируя пророков и ветхозаветных патриархов. А Петр и вовсе выступил с такой речью, после которой 3 тысячи человек уверовали во Христа и приняли крещение. Этот день Церковь считает днем своего рождения: апостолы вышли на проповедь христианства в мире.
А для христиан именно со Схождением Святого Духа, произошедшим на Пятидесятницу, Троица обрела свою полноту: к Богу Отцу и Богу Сыну добавился и Бог Дух Святой. Все, как на картине Андрея Рублева, икону которого на Стоглавом соборе в XVI веке объявили канонической (а сам художник через четыре столетия, в год тысячелетия Крещения Руси, был причислен к лику святых).
На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви утопают в зелени: полевые травы, ветки березы, цветы, полы устланы свежескошенной травой, запах которой смешивается с ароматом ладана. А накануне, в субботу, которая называется Троицкая Вселенская родительская, поминают всех усопших, «от начала века, со времен Адама», а особенно тех, кто «был похищен внезапной смертью вдали от родных, на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, всех, не успевших перед смертью покаяться и не погребенных, как должно». Ну а завершает Троичную праздничную триаду Духов день, который православные верующие отмечают в понедельник.
И о традициях Троицы, одного из любимейших праздников в России. С ним помимо церковного торжества связано много народных обычаев и обрядов. Например, гадание на замужество. Для этого можно сплести из листьев и травы «кукушку» и пустить по воде: чья дальше уплывет, та девушка раньше выйдет замуж. Или другой вариант: сплести венки из березовых веток и смотреть, не засохнет ли чей в течение недели. Если да — жди болезни.
Вообще с березой как с одним из главных символов Троицы больше традиций связано у восточных славян, хотя украшают деревья на этот праздник по всей Европе. Но у нас береза становилась еще и участником гуляний. Девушки «завивали» ее ветви, переплетая цветами и лентами, и даже кумились с ней, то есть звали кумой. А в Семик (неделю перед Троицей, которую белорусы еще называют «зелеными святками») нарядные девчата собирали яйца, пекли пироги, закупали лакомства, уходили на берег реки и устраивали игры и хороводы под украшенными деревьями. А позже разжигали костры и готовили кашу и яичницу. Отведать ее приглашали парней. Троица у нас считалась девичьим праздником.
Иное дело у западных христиан. Помните, как в фильме «Отпуск за свой счет» обаятельный венгр Ласло (на фото внизу) рассказал приглянувшейся ему героине картины Кате о традиции, которая, кстати, жива в Венгрии и поныне. Парень сажает ночью майское древо под окном любимой. Чем оно выше, тем больше любовь. Через месяц дерево спиливают, и родители девушки приглашают жениха в гости. Или не приглашают — если молодые раздумали. А у финнов — облегченная версия подобного сватовства. Влюбленный просто наряжает дерево у дома избранницы и ждет. Если она выходит с корзиной, полной фруктов, цветов и сладостей, значит, согласна. А с пустой — сами понимаете...
А белорусские земледельцы верили, что хороводы в поле придают силу земле, увеличивают урожайность. Поэтому селяне от мала до велика не уставали на Троицу часами водить хороводы и петь. Правда, нынче этот метод почему-то не используют. А вот в Италии старых обычаев не боятся! Взять хотя бы традицию разбрасывать из-под куполов храмов лепестки красных роз в память о языках огня, сходящих на апостолов в день Пятидесятницы. И усыпать ими пол в жилищах, из-за чего Троицу в Италии называют Пасхой роз:
И о погоде. По приметам, жара на Троицу обещает засушливое лето и проблемы с урожаем. Прохладная погода предвещает теплую осень и прекрасное бабье лето. А дождь на праздник — к хорошему урожаю, теплому лету и изобилию грибов.
Проверим?