Женщины видят себя в роли Золушки, а мужчины — Емели
Как выяснили ученые Института социологии Российской академии наук, мечта сегодня есть у девяти из десяти соотечественников. Лидирует в списке мечтаний предсказуемая позиция: достаток, возможность легко тратить деньги.
Далее следует здоровье — этот вариант ответа назвал каждый третий опрошенный. Вторую строчку с ним делит довольно общая формулировка: «жить в более справедливом и разумно устроенном обществе». Это не мешает довольно весомой части респондентов (тем же 33%) пребывать в убежденности: именно современный период развития нашей страны максимально соответствует их идеалам, представлениям об оптимальном устройстве России.
— Обращает на себя внимание кардинальный сдвиг в балансе оценок прошлого и настоящего, — отмечает руководитель исследования, директор института, академик РАН Михаил Горшков. — Ведь 12 лет назад — в первый год президентства Владимира Путина — только 6% россиян считали, что наилучшая жизнь началась в рыночных условиях.
— Чего же теперь не хватает неудовлетворенным? О какой справедливости они мечтают?
— Различные мировоззренческие группы отвечают на этот вопрос слегка
При переходе же к «открытому» вопросу, где людям предлагалось выбрать три желания, о которых они попросили бы золотую рыбку, картина меняется. Тут высокие цели справедливости уступают личному миру человека: здоровья себе, родным и близким пожелали бы 43%, достатка — 39%, а счастья родственникам — 25%.
Опровергает массовое сознание россиян расхожий стереотип о наших людях как о лодырях и больших любителях авралов. Больше половины (55%) не сидят сложа руки, а составляют план для реализации своей мечты и стараются действовать. Лишь 29% надеются на чудо и удачу, 22% опрошенных просят родных помочь в осуществлении заветного желания, каждый пятый молит об этом Бога.
— Почти такое же распределение ответов мы наблюдаем и в молодежной возрастной когорте (16–25 лет), — отмечает академик Горшков. — А ведь это новое поколение, входящее в жизнь в условиях рыночной экономики.
Среди сказочных образов, отражающих представления о личной мечте россиян (задавали социологи и такой необычный вопрос), вне конкуренции оказалась Золушка.
— Однако ее «электорат» — в основном женщины, — констатирует Михаил Горшков. — Мечта в виде Золушки увлекает 60% женщин и лишь 16% мужчин. Представителям же сильного пола куда ближе Емеля из сказки «По щучьему велению». Причем в известном каждому с детства пересказе Алексея Толстого, где акцент сделан на случайном везении главного героя.