23 июня в российский прокат выходит фильм «Громозека» — участник конкурсных программ на Роттердамском кинофестивале и «Кинотавре». Режиссер картины Владимир Котт рассказал «Труду» о кризисе среднего возраста и современных мужчинах.
— Вы говорили, что это очень личная история.
— Да, но не автобиографическая. «Громозека» — это история про близкие человеческие отношения, которых мне постоянно не хватает.
— Почему вы сделали этот фильм сейчас?
— У каждого взрослого человека есть такой период в жизни, который называют кризисом среднего возраста. У некоторых он наступает в 15 лет, у некоторых в 30, у некоторых в 80, и к возрасту он не имеет никакого отношения — он связан с мироощущением. Появляется чувство, что ты
— В вашем фильме три главных героя — таксист, хирург и милиционер. Почему именно эти образы?
— Мне захотелось, чтобы в фильме был умник — им стал врач. Лопух и вафля — это милиционер, а эдакий мужичок — это таксист. Три мужских архетипа.
— А вам кто ближе всего?
— Ну, конечно, врач — умник в очках, к тому же брюнет. Еще и потому, что у него тоньше душевная организация, он более раним.
— В вашем фильме главные герои будто застряли в прошлом, в Советском Союзе. А как вы относитесь к тому времени?
— Для меня советское время никак не связано с диссидентством. Наоборот, у меня ностальгия по тем временам. Тогда же прошло мое счастливое детство. Я был последним комсомольцем в школе, и не потому, что мне хотелось поступить в комсомол. Просто я был убежден, что сначала должен стать октябренком, потом пионером и, наконец, комсомольцем. Меня так воспитали. В этом проявляется инфантилизм советских детей, которые, даже повзрослев, не избавились от него. Во мне он тоже есть. Сейчас люди рано взрослеют, рано начинают зарабатывать деньги, рано становятся самостоятельными. Я считаю, это очень хорошо, но не про меня.
— Почему «Громозека»? Название
— Да. И в книге, и в мультфильме «Тайна Красной планеты» есть герой Громозека, который постоянно опаздывал. Он врывался на поле боя, размахивая шашкой, а потом сокрушенно говорил: «Ну вот, опять опоздал». Так и мои персонажи: они опоздали жить, опоздали любить, опоздали страдать. Их время ушло.
— И несмотря на это, ваши герои продолжают петь про птицу счастья, про то, что завтра будет лучше, чем вчера. Хотя завтра у них совсем не будет.
— Не думаю, что фильм настолько безнадежный. В нем есть и свет, и надежда, и юмор. Я не выношу им никакого приговора, ведь они не злодеи, — хорошие люди, но их жизнь сложилась так.
— Хорошим людям в современном мире места нет?
— Они живут по принципам, которые в современном обществе не действуют. Поэтому да, им здесь места нет.