Игры бизнеса и власти

Почему заложенные финансовые мины начали взрываться?

Недавно губернатор Калужской области Анатолий Артамонов жаловался премьеру Владимиру Путину на один из банков. Мол, он доверил ему управление водосистемой области, а «они ни рубля не вложили и придумали хитроумные схемы увода денег населения»: Это типичный пример несовпадения интересов, который все чаще выливается почти в открытое противостояние капитала и власти на горе всему обществу.

Опасный сигнал

Действия по принципу «лебедь, рак и щука» имеют общую черту: стороны споров правы каждая по-своему и действуют строго по законам. Вот еще пример. Акционеры одной из финансовых групп успешно сорвали соглашение с иностранной компанией по реализации крупномасштабного международного проекта, который важен не только для финансовой, но и для имиджевой составляющей нашей страны. Беспристрастные суды признали их правоту. Но Россия вынуждена отложить проект, способный создать новые рабочие места, принести прибыль казне, в которой с большим трудом пытаются найти деньги на выплаты пенсий. Конечно, найдется другой инвестор. Но в результате неподготовленности и непроработанности данной сделки в очередной раз нанесен удар по образу России как страны, привлекательной для прихода серьезного бизнеса.

Примечательно, что такие удары нечаянно наносят сами российские бизнесмены. Недавно крупная российская компания представила в Лондоне проспект перед попыткой продажи там своих акций. В нем было сказано: «Ведение бизнеса в России часто требует как формально легализованной, так и неформальной поддержки со стороны федеральных и местных властей и служб». Дали понять: есть мощный козырь — наличие политических связей у владельца компании. Государство никаких претензий к компании не высказало.

Лет пять назад одна из отечественных монополий перед размещением своих ценных бумаг в Европе дала российским судам характеристику, которой сильно обидела Верховный суд. Намеки на коррумпированность госорганов звучали и со стороны других крупных бизнес-игроков нашего рынка. Выходит, и частные компании, и корпорации с госучастием, когда им выгодно, демонстрируют на весь мир разницу своих и государственных интересов.

Последствия противоречий

Было бы странно, если бы бизнес и государство стали неотличимы друга от друга. Но серьезные противоречия имеют серьезные последствия. Доказательство тому — недавняя бензиновая история. Премьер РФ выразил мнение россиян: странно, когда в нефтедобывающей стране бензин быстро дорожает и при росте, и при падении цен на нефть. Как ответили компании? Якобы неуклюжими попытками влиять на ценообразование правительство спровоцировало перебои с поставками топлива, потому что его стало выгоднее продавать за рубеж. Капитал научился двигать — совершенно законно — такие рычаги, которые позволяют ему едва ли не управлять всем хозяйством страны.

За что платим?

Почему так случилось? Сработала мина, которую мы заложили под себя тогда, когда увлеклись созданием разного рода вертикально интегрированных компаний (это когда одна компания, скажем, добывает нефть, перерабатывает ее и сама же продает) и прочих крупных по факту монополистов. Это казалось привлекательным, когда надо было пресечь попытки крупного капитала получить политическую власть. Но сегодня за это приходится платить.

Расплачиваемся тем, что в стране катастрофически не хватает конкуренции, а соответственно, нет и стимулов у крупного бизнеса усердно работать, чтобы с меньшими затратами производить больше товара и продавать его по цене, привлекательной для покупателей. Борьба за потребителя сменилась борьбой за участки для добычи сырья и места для сбыта товара.

В сухих цифрах макроэкономической статистики сегодняшняя ситуация в стране отражается коротко и печально: по самым скромным подсчетам, больше 80% ВВП производится крупным бизнесом, а мелким и средним — менее 20%. Даже в США, где действуют громадные транснациональные корпорации, доля мелкого и среднего бизнеса — примерно половина ВВП. В европейских странах так: чем выше уровень жизни народа, тем меньше доля крупного бизнеса.

Не оправдались надежды на то, что небольшим числом компаний и корпораций будет легче управлять. Что делать? К примеру, в Италии подобную проблему решили аж в середине прошлого века. Там поставщиков топлива законодательно обязали продавать его независимым продавцам на столько-то лир дешевле, чем своим, за соблюдением чего следила власть с помощью вооруженных людей.

Главное — не поддаться соблазну примитивных решений: или совсем отнять у государства право как-то регулировать отношения бизнеса и народа, или взять и расстрелять всех крупных бизнесменов, а имущество переписать на чиновников под вывеской «Госсобственность».