Рынок подержанных машин неспокоен: иномарки растут в цене, а отечественные авто, напротив, падают. По мнению экспертов, эту тенденцию мы будем наблюдать все лето, но осенью ситуация в корне изменится.
В мае этого года цены на подержанные иномарки в России выросли на 6,4%. В то же время продукция национального автопрома на вторичном рынке подешевела на 7,3%. По данным суперавтомаркета «Формула 91», первую цифру можно объяснить сезонными факторами.
«Тенденция к удорожанию легковых иномарок с пробегом прослеживается в течение нескольких последних месяцев, — рассказывает „Труду“ начальник отдела продаж „Формулы 91“ Станислав Сердюк. — Дело в том, что весна — это традиционный период роста спроса и повышения цен на вторичном рынке. В мае темпы несколько замедлились, что говорит о постепенном возвращении рынка к равновесному состоянию».
А вот цены на отечественные автомобили с пробегом, вероятно, будут падать и дальше. Особенно подешевели некоторые модели «АвтоВАЗа» (21099 и 21102). Их стоимость за минувшие пять лет упала более чем на 30%.
«Эти авто резко падают в цене, поскольку их производство было прекращено еще в 2005 году, — продолжает Сердюк. — Рынок не пополняется новыми машинами, модели в целом стареют, и снижение их средней стоимости теперь станет нормальным и постоянным явлением».
По мнению аналитиков, с покупкой подержанной иномарки лучше всего подождать до осени. Именно тогда ожидается снижение их стоимости.
«Действительно, весной и летом наблюдается рост цен на подержанные иномарки, — объясняет аналитик холдинга „Финам“ Алексей Захаров. — В это время люди собираются на дачу и, как правило, покупают себе машины, которые не жалко „убить“. Продавцы это знают и поднимают цены».
Как отметил Захаров, осенью цены вернутся на
«Симпатии покупателей на стороне этих автомобилей. Заводы даже не успевают обеспечить ими всех желающих», — подчеркнул эксперт.
Как выяснили специалисты аналитического агентства autoscore.ru, российские подержанные авто в среднем падают в цене в год на 7,1–14,6%. Этот показатель выше, чем у иномарок среднего ценового сегмента, но ниже, чем у топовых моделей BMW и Mercedes.
На размер падения стоимости влияют как объективные факторы (надежность машины, распространенность, цена ремонта), так и субъективные (популярность модели, ожидания продавцов и покупателей, отношение целевой аудитории к подержанным автомобилям).
В агентстве также отмечают рекордные падения продукции «АвтоВАЗа».
«Мерседесы» дешевеют
Также значительно теряет в цене Lada Priora (7,8% в год, 33,2% за пять лет) и Kalina (10,2% в год, 41,7% за пять лет).
Стоит отметить, что цены на новые автомобили «АвтоВАЗа», напротив, растут. Только за июнь их стоимость поднялась на 1%. А за пять месяцев текущего года цена на металл и комплектующие для «АвтоВАЗа» выросли на 15% и 6%
«На цены влияет громадное количество факторов, предсказать их появление и
По словам Скобина, на вторичном рынке действуют четыре типа контрагентов, которые определяют климат в сфере. К первому типу относятся те, кто хочет продать машину быстро, они вовсю поднимают цены. Ко второму — те, кто продает машину не спеша. Они стабилизируют цены. К третьему — те, кто покупает машину быстро. Поскольку они соглашаются на условия продавца, то в целом повышают цены. Четвертый тип — те, кто покупает машину не спеша. Они сбивают цены.
Получается, что в целом уровень цен зависит от количественного соотношения этих групп. Если на рынке быстрые продавцы и медленные покупатели, цены резко снижаются. Но это кризисная ситуация. Если продавцы медленные, а покупатели быстрые, цены стремятся вверх. Какие продавцы и покупатели будут преобладать в дальнейшем, предсказать невозможно.