«Труд» комментирует фильмы 32-го Московского кинофестиваля

Кинообозреватель «Труда» пришла к выводу, что увиденные ею фильмы перекликаются и сами собой укладываются в четыре тематических блока

1. Поэтические натуры

Сабину, героиню картины «Реверс», Польша, не могут выручить ни Пушкин, ни любимые символисты — в страшное послевоенное время приходится заниматься другими вещами. Фильм «Реверс» Борыса Ланкоша, социалистический неонуар о страшненькой девушке и самоуверенном комитетчике, сильно напоминает фильм недавнего лауреата Московского кинофестиваля Явора Гырдева «Дзифт» (Болгария) — в той картине было больше юмора, зато Борыс Ланкош показывает, что случается с роковыми дамами неонуара в старости.

А вот герой милой конкурсной картины «Коул» (Канада), снятой режиссером Карлом Бессаи, понимает, что в его жизни безотрадными будут и старость, и зрелость. Он пытается сбежать от такого будущего, записавшись на литературные курсы и влюбившись в богатую мулатку. Но больная мать, безалаберная сестра и бензоколонка, за которой надо присматривать, висят на Коуле гирями, подтверждая строку Дмитрия Пригова, которая могла бы стать эпиграфом ко многим картинам 32-го ММКФ: «Жизнь коротка, искусство вечно, и в схватке побеждает жизнь».

2. Отцы и дети

Фильм Евгения Афинеевского «Ой вэй! Мой сын гей!», США из программы «Гала-премьеры» вызвал на пресс-конференции бурную дискуссию о том, надо ли гомосексуалистам усыновлять детей, после чего программный директор фестиваля Кирилл Разлогов обратил внимание присутствовавших на то, что столкновение различных субкультур есть почти в каждой ленте. В несложной комедии Афинеевского, которая может скоро выйти в российский прокат, еврейская семья с трудом, но принимает выбор сына.

А вот в конкурсном фильме «Выброшенный на берег моря», Турция, снятом Несли Чольчегеном, герой-полицейский долго не может определиться. Он оказывается причастным к судьбе негритенка-нелегала. Его метания между позицией «ничто не стоит слезы ребенка» и позицией «понаехали тут» многим окажутся близки. Особенно после недавних заявлений финских властей, пытавшихся депортировать 82-летнюю русскую бабушку: «А если все своих бабушек привезут?»

3. Странные старушки

Героини картины Юрия Фетинга «Бибинур» (Россия) и философской ленты Ли Чандона «Поэзия», Южная Корея — необычные бабушки.

Кроткая Бибинур чувствует, что скоро умрет, и решается на нехарактерный для бабушек поступок. Не менее кроткая Мия («Поэзия») пытается скрыться от грубой прозы жизни в поэтическом кружке. К сожалению, поэзия не спасает.

4. Кино про кино

«Снимать кино очень интересно, потому что никогда не знаешь, что получится», — говорит героиня фильма «Постельные сцены», Германия из программы «Перспективы». Несмотря на несколько практически порнографических сцен, кино у немецкого режиссера Рольфа Петера Каля оказалось бесстрастным и невнятным — похоже, он тоже не понял, что же у него такое получилось.

Чуть лучше оказался детектив Роберта Адриана Пехо «Убийца с камерой», Австрия, хотя он тоже напоминает затянувшуюся короткометражку. В нем герой выкладывает в интернет фильм о собственноручно совершенном убийстве, а потом зрителю приходится долго гадать, кто же из четырех героев — злодей.

Специально для тех, кто любит жанр «кино про кино» больше остальных, на фестивале показывается целая программа «Ателье». В ней собраны фильмы, посвященные творчеству Михаила Калатозова, вдохновению Дэвида Линча и знаменитому фильму Фрица Ланга «Метрополис». Нам дают прекрасный шанс употребить двойную порцию великой иллюзии.

Выбор

Три фильма, которые нельзя пропустить сегодня на ММКФ

«Телохранители и убийцы» (Китай)

Программа «Гала-премьеры». Фильм Тедди Чэня о том, как последняя императрица Китая и ее противники подсылают друг к другу убийц.

 

 

 

«Високосный год» (Мексика)

Программа «81/2 фильмов». Драма Майкла Роу. Артуро, кавалер журналистки из Мехико Лауры, узнав кое-что о ней, становится неуправляемым.

 

 

 

«Дэвид хочет летать» (Германия-Австрия-Швейцария)

Герой фильма Давида Зивекинга, следуя учению экс-гуру группы «Битлз», уходит в странный мир медитаций.