МИРОВОЕ КИНО С РУССКИМ АКЦЕНТОМ

Внеконкурсным фильмом "Завет" в постановке замечательного сербского режиссера Эмира Кустурицы сегодня открывается Московский международный кинофестиваль. Балканский гений, как называют Кустурицу, вчера прилетел в Москву, чтобы лично представить фильм. Торжественная церемония открытия состоится, как уже повелось, в легендарном кинотеатре "Пушкинский", а все основные показы пройдут в отреставрированном многозальном мультиплексе "Октябрь" на Новом Арбате.

Нынешний киносмотр стартует в непростой обстановке. Как уже писал "Труд", готовился он в весьма экстремальных условиях: за несколько месяцев до старта произошла полная смена его команды. На отбор фильмов было отпущено максимум два-три месяца, в то время как селекционеры Канна, Берлина, Венеции охотятся за лентами круглый год. Тем не менее отборщикам ММКФ удалось почти невозможное: на сегодняшний день программа окончательно сверстана, сегодня утром для прессы уже начинаются показы конкурсных картин.
Конкурс - традиционно самая уязвимая часть программы Московского международного. В него редко залетают картины экстра-класса, он не часто привлекает звучными именами. Не стал, увы, исключением и этот год. Имена большинства конкурсантов, типа американки Анны Биллер ("Вива") или француза Лорана Тирара ("Мольер"), мало что скажут даже посвященным людям. Едва ли не единственный режиссер мирового уровня, попавший в конкурс ММКФ, - это оскароносный итальянец Джузеппе Торнаторе ("Кинотеатр "Парадизо", "Малена"), который представит ленту "Иностранка" с российской актрисой Ксенией Рапопорт в главной роли. Как видно уже из названия, она сыграла нашу соотечественницу, которая сталкивается в Италии с целым рядом социальных, психологических проблем.
Кстати, русский акцент в фильмах Московского международного нынче весьма ощутим. Сложилось ли так стихийно или несколько однобокий подбор фильмов организаторы ММКФ решили выдать за осмысленное концептуальное решение, но только с Россией, ее проблемами так или иначе связана едва ли не половина конкурсной программы. Кроме трех собственно русских картин - "Ничего личного" Ларисы Садиловой, "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой, "Путина" Валерия Огородникова, "русский след" прочитывается в украинской картине "У реки", снятой ученицей Киры Муратовой Евой Нейман, в фильме "Русский треугольник", который поставил грузин Алеко Цабадзе, наконец в израильской ленте "Дети СССР" Феликса Герчикова, все герои которой - наши бывшие соотечественники...
Кстати, фестиваль еще раз попрощается с СССР в специальной программе, в которой будут собраны фильмы 1990-1991 годов, отразившие умонастроения той бурной эпохи. А кроме того, пройдут мини-ретроспективы уже упоминавшегося балканского гения Эмира Кустурицы, американского классика Роберта Олтмана, чешского бунтаря Милоша Формана. Несомненно, интересными обещают быть традиционные внеконкурсные программы "Вокруг света", "Восемь с половиной фильмов", "Московская эйфория", где собраны изюминки сезона.
В частности, покажут фильм "Ангел" культового французского режиссера Франсуа Озона, новую работу скандально известного австрийского режиссера Ульриха Зайдля "Импорт-экспорт", который был одним из фаворитов Каннского фестиваля, немецкую ленту "Жизнь других" Флориан Хенкель фон Доннесмарк, удостоенную "Оскара".
Словом, из 170 новых киноработ, которые в эти дни обрушатся на Москву, каждый при известном желании и расторопности сможет найти "свой" фильм.