Вторую неделю гудит миллионный Волгоград: арестованный больше года назад мэр города Евгений Ищенко отпущен на свободу. Вместо 4 лет лишения свободы за превышение должностных полномочий и незаконное занятие предпринимательской деятельностью, как того требовал прокурор, ему вынесли смешной приговор - 1 год заключения. Причем не за коррупцию, а за хранение патронов. Прямиком из зала суда он отправился домой. К слову, вердикт Евгению Петровичу зачитывали по-тихому: в обеденный перерыв, в отсутствие прессы и прочих посторонних.
А ведь с какой помпой раскручивалось "дело Ищенко"! Никто не сомневался, что обвиняемому в коррупции градоначальнику дадут на полную катушку. И что в итоге? Пшик! Хорошо, хоть патроны при обыске у него нашли (пусть и охотничьи) - а то вообще был бы смех. А ведь поначалу по утечкам из кабинетов следователей было очевидно: фактуры для доказательства незаконности его бизнес-проектов хоть отбавляй. И вот какие-то несчастные патроны... Почему? - недоумевает Волгоград. Если прокурорские чины оказались профнепригодны, по сути, оговорив мэра, - пусть за это прилюдно ответят. Впрочем, гораздо чаще в городе звучит иная версия: приговор выносили не на месте, а где-то выше. Нашли компромисс: и мэра приструнили, отстранили от власти, и лицо служителей Фемиды вроде бы сохранили (хотя последнее - навряд ли!).
Пшиком, по нашим сведениям, вот-вот закончится и другое шумное дело - волгоградских "оборотней в погонах". 1 мая эффектно арестовали начальника областного ГУВД Михаила Цукурука и руководителя региональной ГИБДД Флорида Салимьянова. Первого увезли в СИЗО с больничной койки кардиоотделения, где он якобы находился в предынфарктном состоянии после допроса в прокуратуре. Второго взяли в Уфе и на самолете доставили к месту предварительной отсидки, но через два дня отпустили под подписку о невыезде. А спустя неделю Салимьянов, обвиненный в получении взяток от подчиненных по девяти эпизодам, скончался в волгоградской клинической больнице N 25, где проходил лечение от пневмонии...
Михаил Цукурук, тоже подозреваемый в мздоимстве, злоупотреблениях и превышении должностных полномочий, к счастью, жив. Но поговаривают, что вскоре и у него затруднительно будет узнать, заставлял ли он скидываться своих сотрудников на ремонт медсанчасти на сумму 143 тысячи рублей, получал ли от них в подарок "Волгу" за 100 тысяч. А также ремонтировал ли на нецелевые средства домик для деловых встреч в оздоровительном комплексе "Дубок" для детей работников МВД и нанимал ли уборщицу своей квартиры за счет средств ГУВД. Генерал-майора Цукурука, по слухам, тоже собираются освободить из-под стражи, а там - окончательно развалить его дело в суде. Говорят, вовремя вмешались сильные мира сего. Называются даже фамилии нескольких членов кабинета министров.
Не менее странно выглядит и "мурманское дело". Там в конце мая решением областного суда мэр города Кандалакши, глава местного отделения ЛДПР Александр Вихорев за дачу взятки был приговорен к 2,5 года лишения свободы... условно. Хотя его попытка умаслить депутата горсовета 15 тысячами рублей за "грамотное голосование" тянула, по мнению прокуратуры, на тот же срок, но в колонии общего режима. Вершители правосудия сочли такую меру слишком жесткой. Правда, в качестве компромисса запретили Вихореву занимать руководящие должности в муниципальных органах власти. В течение трех лет.
Зато до сих пор не лишен своих полномочий арестованный 1 мая тольяттинский мэр Николай Уткин. Притом что ему грозит до 10 лет лишения свободы по "земельным делам": за незаконное распоряжение участками сельхозпредприятий им. Степана Разина и "Россия" (ущерб государству составил свыше 150 млн. рублей) и за вымогательство взятки у фирмы (в размере тех же 150 млн.) за выделение ей участка под строительство.
Похоже, надолго зависло и дело бывшего мэра города Снежинска Челябинской области Анатолия Опланчука, задержанного еще в марте 2005 года. Он обвиняется в злоупотреблениях, превышениях должностных полномочий, растрате и мздоимстве. Причиненный им горбюджету ущерб составил более 2 млрд. рублей. Причем за предоставленные заинтересованным лицам "услуги" он получил в подарок иномарку ценой в 25 тыс. долларов. А при обыске в его квартире обнаружили валютные ценности, золотые и серебряные монеты, сберкнижки с вкладами на 8 млн. рублей и 200 тыс. долларов, документы на открытие других банковских счетов. Вот только последние новости из Челябинского областного суда, рассматривающего дело Опланчука, датируются январем нынешнего года. Тогда вопреки ходатайствам адвокатов обвиняемого об изменении меры пресечения подзащитному его оставили под арестом еще на три месяца. А судебное разбирательство отложили из-за неявки иногородних свидетелей. Всего на процессе, начавшемся прошлой осенью, таких приезжих очевидцев должно предстать 40 человек. Остается догадываться, на сколько может затянуться рассмотрение дела. Зато совершенно очевидно, кому это на руку: адвокаты экс-мэра уже обивают пороги Верховного суда, пытаясь обжаловать промежуточные решения местных органов Фемиды.
Подозрительно выглядит и отправка на нарколого-психиатрическую экспертизу в Институт судебной медицины имени Сербского мэра подмосковного Красноармейска Михаила Булгакова, арестованного в конце марта. Тезка русского писателя прославился тем, что якобы вымогал взятку в три четверти миллиона долларов у агентства недвижимости за продление инвестиционного контракта. Теперь Генпрокуратура, настоявшая на содержании его под стражей до 26 августа, требует еще и подтвердить его вменяемость. Что это? Плановая проверка или шанс для градоначальника "закосить под дурачка"?
Кроме вышеназванных граждан в жернова борьбы с коррупцией за последнее время попали главы Архангельска, Владивостока, Рязани, Томска, а также крупные чины из других российских городов. Но странные они какие-то, эти жернова. Расследования идут втихую, затягиваются на годы. Что в итоге? Народ уже ни во что не верит, а российский чиновник и вовсе потерял ориентацию в пространстве - так на днях в Воронеже пойман за руку зам. начальника управления Минюста России: за вымогательство взятки в размере почти полутора миллионов рублей у прокурора одного из районных центров! Самое смешное в этой истории, что местный суд отказал прокуратуре в аресте чиновника, сославшись на то, что он впервые привлекается к уголовной ответственности, имеет семью и двух малолетних детей, а также исключительно положительные характеристики с места работы!
Если это и есть разрекламированная борьба с коррупцией, то пока выходит не слишком убедительно, не так ли?
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Кирилл КАБАНОВ, председатель Национального антикоррупционного комитета:
- Когда человек идет во власть, он вкладывает в выборы немалые деньги. Кроме того, в этой игре задействован административный ресурс - обсуждения, согласования. Если ты вписался в эту систему, то уже свой. Но если в результате каких-то перипетий "сгорел", то система тебя не сдает. А иначе кто пойдет в мэры, если его потом через год запросто посадят на десяток лет? Вот суть происходящего сейчас в регионах, вот почему чиновники-мздоимцы получают такие мягкие приговоры. Основной механизм борьбы с этим явлением - работа над собственным самосознанием. Ведь научились же мы отказываться от услуг магазина или химчистки, где нам хамят. Пора учиться отказываться от услуг хамящей нам власти.
Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ, председатель подкомиссии Общественной палаты РФ:
- Совершенно очевидно, что в отношении коррупционеров правоохранительные органы обязаны действовать эффективно. В первую очередь нужен закон против порождения, преумножения и распространения коррупции. Этот вопрос у нас, к сожалению, сейчас не решается. Хотя самое главное сегодня - выстроить четкую государственную кадровую политику: систему подбора (проверка на профпригодность, отсутствие противопоказаний по закону о государственной гражданской службе), назначения, коллегиального обсуждения кандидатур. Особенно тех, что идут на ключевые должности государственной и муниципальной службы.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Опять поползли слухи об отставке Генпрокурора Юрия Чайки, всего год назад сменившего на этом посту Владимира Устинова. Сам Юрий Яковлевич до вчерашнего вечера находился в служебной командировке в Испании, так что слухи о том, что он подал прошение об отставке президенту Путину, пришлось развенчивать его коллегам. Они на всякий случай оговорились: "По крайней мере до своего отъезда Юрий Яковлевич никаких заявлений не писал".
Между тем уже всплыла причина возможной отставки Чайки: не секрет, что он не согласен с реформой Генпрокуратуры. В частности, с созданием Следственного комитета - с его возникновением прокуратура лишится своих наиболее важных функций: прав самостоятельно вести уголовные расследования и осуществлять надзор за законностью проведения предварительного следствия другими правоохранительными органами.