Идея прощения долгов странам Африки и Латинской Америки принадлежит Великобритании, которая призывает помочь этим государствам выбраться из нищеты. Партнеры по элитному клубу поддержали идею и договорились о списании 40 млрд. долларов 18 странам. На следующем этапе кредиторы обещают погасить долги еще 20 государствам на сумму 15 млрд. долларов. Но это будет сделано, если заемщики продемонстрируют способность эффективно бороться с коррупцией, - что для нас самих тоже актуально.
Россия, которой в 2006 году предстоит председательствовать в клубе "большой восьмерки", в финансовом отношении не может равняться с развитыми странами. Однако политический статус члена G-8 обязывает не отставать и помогать бедным - чем можем. На практике это означает отказ от получения денег, предоставленных в свое время Советским Союзом дружественным режимам Черного континента и Ближнего Востока на борьбу за светлое будущее. В итоге нам сегодня должны ненамного меньше, чем мы сами назанимали на Западе. Разница в том, что Россия возвращает деньги кредиторам без скидок и даже с опережением графика, а с нами расплачиваться не спешат. Да и зачем торопиться, если за два последних года наше правительство простило развивающимся странам почти 40 млрд. долларов долга? Только в этом году мы списали задолженность Эфиопии на сумму 1,125 млрд. долларов, а совсем недавно, в мае простили Сирии сразу 10 млрд. долларов. При этом Алексей Кудрин посчитал, что Россия получает прямую выгоду от такого урегулирования долга, имея в виду, что оставшаяся часть долга 3,6 млрд. долларов будет возвращена в течение 10 лет. В итоге Россия по объему прощеных долгов вышла на третье место в мире - после Японии и Франции. Правда, в отличие от них, мы за свою безграничную щедрость чаще всего не получаем никаких политических дивидендов.
Сейчас России еще немало должны - почти 80 млрд. долларов. В этом списке Индия, Ангола, Эфиопия, Ирак, Алжир, Сирия, Монголия, Вьетнам... Правда, значительная часть долгов - военные поставки революционным правительствам - не оформлена юридически. Вернуть эти деньги очень проблематично, к тому же многие должники не имеют физической возможности рассчитаться с нами даже в отдаленной перспективе. Больше всех - 16 млрд. долларов - числится за Кубой, но Остров свободы считает себя свободным от этих обязательств.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Иван ГРАЧЕВ, председатель Национального совета по оценочной деятельности России:
- Государству, которое не вернуло "сгоревшие" вклады своим гражданам, не следует списывать долги другим странам. Тем более что взамен мы не получаем никаких поблажек в части погашения советских долгов. В данной ситуации позицию нашего Минфина трудно объяснить чем-то иным, кроме как желанием понравиться коллегам по G-8. Нет в природе долгов, в том числе за счет военных поставок, которые на рынке ничего бы не стоили и которые нельзя вернуть. Прощать должникам, конечно, можно, если они являются стратегическими партнерами на деле, а не на словах. Если же богатые страны желают за наш счет помогать бедным, то они должны одновременно списывать часть с наших долгов Западу.
Боюсь, когда эта практика превратится в систему, с нами вообще не будут рассчитываться. К сожалению, Россия и ее население слишком дорого платят за желание наших министров сидеть за одним столом со своими коллегами по элитному клубу.