Если это произойдет, то доходы российской казны от продажи за рубеж вооружений могут резко упасть. Изначально сложилось так, что львиная доля нашего "военного" экспорта ориентирована в основном на эти две страны - Китай и Индию. Пекин покупает у нас 45 процентов идущего за рубеж оружия, Дели - 35 процентов. Остальные торговые партнеры погоды не делают. На третьем месте Вьетнам с четырьмя процентами, дальше - Греция и Йемен, на которые приходится всего по два процента. Учитывая, что в прошлом году от торговли оружием российская казна получила 5 с лишним миллиардов долларов, потери бюджета могут быть весьма чувствительными. И, что самое печальное, это может подорвать только начавшую оживать отечественную "оборонку".
До поры до времени ориентация всего на двух, зато крупных покупателей, вполне устраивала государство. Рынки сбыта - стабильные, доходы - тоже. И лишь в начале года гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов откровенно заявил, что "мы подходим к потолку своих возможностей". Если в прошлом году это госпредприятие принесло казне более 5 миллиардов долларов, то прогноз на нынешний уже несколько скромнее - на уровне 4,5 миллиарда. Обусловлено это еще и структурой экспорта. Более 60 процентов до сих пор приходится на авиатехнику. Но Китай и Индия свои потребности в ней уже удовлетворили почти полностью. Другие покупатели пока под большим вопросом. По прогнозам аналитиков, в нынешнем году поставки авиатехники снизятся почти вдвое.
Выход в "Рособоронэкпорте" видят в том, чтобы спешно переориентироваться на технику ВМФ, экспорт которой к концу года может дойти до 50 процентов от всего объема. Та же Индия с интересом изучает наши возможности по строительству боевых кораблей. Кроме того, там открывается техцентр по ремонту флотского вооружения...
Поджидают ориентированную на экспорт российскую "оборонку" и другие неожиданности. Пекин, например, все больше давит на Запад, чтобы Евросоюз снял эмбарго на продажу ему вооружений. Как только это произойдет, наши позиции на китайском рынке еще более пошатнутся. Индия, несмотря на то, что недавно приобрела у нас 40 тяжелых истребителей "Су-30 МКИ" на сумму более миллиарда долларов и вроде бы не имеет претензий к российской боевой авиатехнике, начала переговоры с США о продаже ей многоцелевых истребителей. Подробности пока неизвестны, но на пятом Международном аэрокосмическом салоне "Аэро Индия-2005" такие консультации велись интенсивно.
Пока на мировом рынке вооружений Россия занимает второе место и имеет портфель заказов стоимостью почти в 13 миллиардов долларов, но это благополучие может быстро закончиться. Многие контракты завершаются уже в 2006-2007 году. Выход один - искать другие рынки сбыта, прежде всего в Юго-Западной Азии и Латинской Америке, что с этого года и пытается делать "Рособоронэкспорт". Но, с одной стороны, это рынки с ограниченной емкостью, не сравнимые с китайским или индийским, с другой - нас не очень-то хотят туда пускать. Взять хотя бы недавние договоренности с Венесуэлой о поставках ей 44 российских вертолетов различной модификации и 100 тысяч автоматов Калашникова. США сразу же выступили с резкой критикой этого проекта, дав ясно понять, что они не намерены никому уступать латиноамериканский рынок оружия, особенно стрелкового.
Другой пример - провалившийся тендер на поставку Турции боевых вертолетов. Россия имела шанс заключить контракт на продажу 145 двухместных "Ка-50-2". Но под давлением заокеанских партнеров по НАТО итоги тендера были аннулированы.
Та же ситуация получилась с Бразилией. Россия фактически выиграла тендер на поставку туда многофункциональных истребителей с последующим их лицензионным производством. Но по политическим мотивам тендер власти страны прекратили и сейчас объявили новый.
Так что пробиваться на новые рынки нашей "оборонке" придется с немалым трудом. Вроде бы начали приносить первые плоды усилия по завоевыванию латиноамериканского рынка. По крайней мере в "Рособоронэкспорте" прогнозируют в этом году двойной прирост поставок в этот регион. Однако его руководство не скрывает, что "рынок сложный, финансовых средств там немного".
Увеличить объем экспорта можно за счет продаж запчастей. Сейчас они составляют только 17 процентов от всего объема военного экспорта. Хотя крупные западные игроки на рынке сервисного обслуживания оружия "выжимают" из него более половины всей прибыли. Наконец, предстоит менять структуру поставок. У нас и кроме боевой авиации есть что предложить. И бронетехнику, и артсистемы, и корабли.