Прием нашей страны в FATF означает официальное признание того факта, что Россия является активным сторонником борьбы с отмыванием грязных денег. Этот признак цивилизованности нашей стране пришлось отстаивать с июня 2000 года, когда Россия попала в "черный список" по соседству с Маршалловыми островами и островом Кука. Тогда это было вдвойне обидным - ведь она уже числилась в списке самых развитых стран мира G-8. Не случайно глава Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков после оглашения нынешнего берлинского вердикта особо отметил факт "усиления позиций России в составе "восьмерки".
Но прежде российским властям пришлось в пожарном порядке ликвидировать пробелы в контроле за прохождением денежных потоков. В рекордные сроки осенью 2001 года Госдумой был принят антиотмывочный закон, а в феврале 2002 года указом президента России создан КФМ - финансовая разведка, председателем которой в ранге первого замминистра финансов стал Виктор Зубков. И уже в ходе нынешнего апрельского визита в Москву эксперты FATF сделали заключение, что Россия не на шутку борется с "грязными" деньгами. Тем не менее прибывшей в Берлин на нынешнюю сессию FATF российской делегации пришлось пойти на новые условия приема, ибо на последней спецсессии в Париже, где в качестве наблюдателей впервые присутствовали представители нашего КФМ, было принято 40 документов, расширяющих круг организаций, обязанных предоставлять финансовым разведчикам информацию о движении денег. В их число попали нотариусы, агентства недвижимости, адвокаты, которые теперь должны "доносить" на своих клиентов.
Членство в "клубе разведчиков" обязывает и Россию изменить свой Уголовный кодекс, предполагающий сейчас ответственность за "отмывку", если дело идет лишь о сумме, превышающей 2000 МРОТ (900 тысяч рублей, или 30 тысяч долларов). Еще одно серьезное требование FATF касается отмены ограничений на проверку банков со стороны ЦБ. Недавно принятый у нас закон не разрешает проверять банки чаще одного раза в год. Теперь думцам предстоит отыграть законодательную ситуацию в обратную сторону.
Председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов в комментарии для "Труда" сообщил из Берлина, что "на сессии FATF действительно решено, что все преступления независимо от "отмытой" суммы попадают под уголовное преследование. От нас также потребовали разрешить Центробанку оперативное вмешательство в случае, если от КФМ поступила информация об отмывании денег каким-либо банком".
- Для нас это проблема, но я полагаю, что к осени Госдума сможет разрешить не только ее, но и остальные 40 требований, которые в Берлине признаны обязательными для исполнения, - сказал В. Зубов. - А поскольку Россия теперь полноправный участник организации, то несолидно торговаться, что нам подходит, а что нет. Уверен, что Россия будет действовать по правилам FATF.