- Андрей Константинович, чем вызвано создание школы кадрового резерва "Союза Труда"?
- В последнее время Федерация независимых профсоюзов России уделяет большое внимание работе именно с молодежью. Не случайно "старение" профсоюзных кадров отмечалось как одна из серьезных проблем на IV съезде ФНПР, который состоялся в конце ноября прошлого года. С этого момента в профсоюзах уже прошли региональные молодежные профсоюзные форумы, научно-практические конференции, семинары, которые были посвящены активизации работы с молодежью, привлечению новых перспективных кадров в профсоюзное движение. А на осень этого года запланирован общероссийский молодежный профсоюзный форум.
Свой вклад в это дело решил внести и "Союз Труда". Его задачей является представлять интересы профсоюзов в сфере политики. Этим определялась тематика школы кадрового резерва.
- По какому принципу подбирался состав участников школы кадрового резерва?
- "Союз Труда" широко распространил по своим региональным отделениям, территориальным и отраслевым объединениям профсоюзов предложения - направить своих представителей в школу кадрового резерва. Кандидаты должны были заполнить достаточно подробные анкеты. Учитывался целый ряд факторов. Является ли данный человек реально перспективным для профсоюзов, то есть действительно ли он находится в резерве на занятие серьезных должностей в профсоюзном движении, есть ли у него перспективы для кадрового роста. Учитывался возраст, ответы, которые давали в анкете потенциальные слушатели. Дело в том, что "Союз Труда", еще раз хочу напомнить, - это политическое движение. И мы хотели обучить профсоюзных активистов прежде всего политическим технологиям. Наш выбор зависел также от общего уровня подготовленности, от того, насколько они разбираются в современной политической ситуации, готовы выполнять роль политического крыла профсоюзного движения.
- Как проходило обучение и какие вопросы в ходе его обсуждались?
- Перед участниками выступили министр труда и социального развития Александр Починок, лидеры профсоюзного движения, политические эксперты и консультанты. Слушатели работали в группах, где пытались сами вырабатывать решения по актуальным для профсоюзного движения вопросам. И многие идеи, которые родились в ходе работы этой школы, на мой взгляд, заслуживают внимания и развития.
Обсуждалась деятельность "Союза Труда". Сегодня профсоюзы находятся в двояком положении. С одной стороны, они не политическая организация и стремятся объединять людей независимо от их политических пристрастий ради общих социально-экономических интересов. С другой стороны, профсоюзное движение не может не участвовать в политике, не может не пытаться влиять на принятие политических решений. Это противоречие, но это объективное противоречие, которое присуще профсоюзному движению. И сегодня выходом из этого положения является деятельность "Союза Труда". Это политическое ядро профсоюзного движения страны, наиболее активные профсоюзные лидеры, которые готовы участвовать в избирательных кампаниях, выставлять свои кандидатуры в качестве представителей профсоюзного движения на выборах и затем представлять и защищать позиции организованного рабочего движения в органах представительной власти субъектов Федерации, в Государственной Думе, в органах местного самоуправления. Подготовке таких специалистов в основном была посвящена работа школы кадрового резерва.
Вместе с тем политически активные представители профсоюзов не могут оставаться безучастными к внутренним проблемам профсоюзного движения. Обсуждались вопросы, связанные с повышением эффективности работы профсоюзной структуры, дальнейшей сплоченности профдвижения. Мне кажется, что сегодня "Союз Труда" все больше и больше начинает играть роль не только политического крыла, но и политического ядра Федерации независимых профсоюзов России.
- Школа состоялась, а будет ли ее продолжение, или это было разовое мероприятие?
- Безусловно, это не разовое мероприятие, это первая сессия. Мы получили широкий банк данных потенциальных профсоюзных лидеров. Мы намерены обеспечить их регулярную взаимосвязь, постоянный обмен информацией между ними, сами предоставлять им необходимую информацию. Есть предложение провести подобные школы кадрового резерва в регионах, например, по федеральным округам.