ЗАВТРА НАЧАЛАСЬ ВОЙНА

Фамилия у Алексея Андреевича, можно сказать, "маршальская", овеянная славой: Жуков. Но войну он прошел "от" и "до" простым солдатом - одним из тех, кому мы в пояс должны кланяться за добытую в боях Победу.

В биографии его все просто и ясно, как на ладони, ибо это - биография поколения. ФЗУ, комсомол, строитель первой станции столичного метро "Парк культуры", затем армия, выполнение интернационального долга в Китае, дембель и работа шофером - не только до пенсии, но и после нее. Но если спросить, что в его судьбе самое главное, - скажет: война, оставившая зарубку на всю жизнь, и любовь, которой он остается верным смолоду и по сей день. И как ни проста его биография, но есть в ней "деталь", которая делает ее уникальной: свадьбу с любимой он сыграл 22 июня 1941 года, и завтра - 22 июня 2001 года они с Александрой Андреевной отпразднуют... бриллиантовую свадьбу.
- Как это было 60 лет назад? Расскажите, - прошу я.
Они рассказывают попеременно - что-то вспомнит он, что-то добавит она: "Помнишь, Сашенька?..", "А ты, Леша, забыл рассказать... " Я смотрю, как бережно поправляет он сползающий с ее плеча шелковый платок, как она отворачивает загнувшийся лацкан его пиджака, чтобы не закрывал фронтовых наград, и как нежно смотрят они друг на друга - словно не нагляделись еще за шесть десятилетий, прошедших с того памятного летнего дня...
Ей было 19, ему 26, когда они решили пожениться. День выбрали воскресный и с утра отправились в загс.
- Никаких особых торжеств при регистрации не было, - вспоминает Алексей Андреевич, - все было скромно, ни музыки, ни шампанского, ни даже фотографии на память - обстановка не располагала: загс размещался в полуподвальном помещении, и все было предельно просто, по-казенному. Но мы ничего этого не замечали - мы были молоды и так любили друг друга...
- Что говорить? - вторит Александра Андреевна, - ведь это был самый счастливый для нас день. И бумажку эту - свидетельство о браке мы взяли в руки как драгоценность.
А пока они, счастливые, шли, обнявшись, по умытой утренней Москве, - там, далеко от столицы, на западной границе, уже рвались снаряды и черной тучей покрывали небо над нашей землей фашистские стервятники...
За скромным, но веселым свадебным столом прозвучало задорное - "Горько!", и они встали, чтобы поцеловаться, когда дверь распахнулась и вбежала соседка: "Радио, радио включайте!". "Что, наших молодоженов поздравляют?" - пошутил кто-то. "Да война, война началась... Молотов выступает...". Так на их свадьбу ворвалось это страшное слово - "война".
В тот же день Алексею принесли повестку в военкомат, и он пошел. Но когда сказали - отправляться немедленно, взмолился: "Братцы, да ведь я сегодня женился. Дайте хоть брачную ночь с женушкой провести". Пошли навстречу - дали отсрочку на целых три дня. 25-го июня собрала его Саша в дорогу, проводила и долго бежала, плача, за грузовиком...
Для него началась фронтовая жизнь, для нее - тыловые будни. Работала на кожевенной фабрике, вместе со всеми рыла на подступах к Москве противотанковые рвы, трудилась на подсобных работах и готовилась стать матерью.
Первенца своего родила в положенный срок - сыночек родился слабеньким, какими тогда, наверное, все дети рождались, одно слово - дети войны. Назвала Геннадием и Алеше отписала, плача над письмом: получит ли? Увидит ли сына? Доведется ли свидеться, или повторится, не дай Бог, судьба самого Леши, родившегося без отца, погибшего на первой мировой войне и так и не увидевшего сына...
А Алексей между тем колесил по дорогам другой войны - Великой Отечественной - участвовал в битве под Москвой, в обороне Кавказа, в составе особой Грозненской дивизии и 89-го Кавалерийского полка. И фотокарточку своей Саши и письма ее носил на груди, как талисман, повторяя знаменитые Симоновские строчки: "Жди меня, и я вернусь, только очень жди..."
И она ждала - тоже "по-симоновски", свято веря, что вернется в их дом счастье, отнятое войной...
А потом потекли десятилетие за десятилетием, счастливые мирные годы: приходили и уходили маленькие и большие радости и горести, поддерживали друг друга в трудные времена, праздновали семейные события: женили сыновей, радовались внукам, отмечали свои свадьбы - ситцевую, медную, серебряную, золотую... И вот дожили до бриллиантовой. От самого Лужкова поздравление получили. Юрий Михайлович на добрые слова не поскупился: "Многое изменилось за эти годы вокруг, - говорится в приветствии, - но неизменными остались ваши чувства и лебединая верность... Для молодых вы являетесь примером семейного согласия и трудолюбия, доброты и взаимной ответственности за семью..."
Прекрасно сказано. Но к этому бы еще немного конкретного внимания к насущным нуждам бриллиантовой пары. А то сырость стариков донимает - крыша протекает, и скромная квартирка вконец запущена - который год уже ждет ремонта. Хорошо бы хоть теперь, к юбилею...
Но, право, не хочется в такой день заканчивать рассказ об этой, удивительной паре на такой ноте. Хотя и фанфары тут ни к чему: Жуковы - люди скромные, простые, из самой что ни на есть гущи народной. Он - шофер, она - фабричная работница. Вдвоем наработали трудового стажа 110 лет. Да плюс еще его солдатский фронтовой "стаж", которому ни меры, ни цены нет.
Главное - что сами они считают себя счастливыми, и самой большой наградой почитают любовь, что соединила их на всю жизнь. Думаю, они и есть те самые "винтики", на которых матушка-Россия держится. И за это им - сердечное спасибо. Он всех нас.