ПРОСТИТЕ НАС, ДОКТОР

Медицинская общественность страны, по мнению председателя ЦК профсоюза медиков профессора Михаила Кузьменко, использовала его трибуну прежде всего для того, чтобы обратить наконец внимание на проблемы здравоохранения. Скажем сразу: вопрос этот - далеко не чисто врачебный. Речь в конечном итоге идет о праве каждого из нас на бесплатную и качественную медицинскую помощь. Праве, которое не может осуществиться при нынешнем плачевном состоянии российского здравоохранения в целом и российского врача, в частности.

Как живут сегодня медики - врачи, сестры, санитарки? Их средняя зарплата ничтожна, существенно ниже прожиточного минимума. Прошедшее в апреле прошлого и в январе нынешнего года ее повышение на 20 процентов практически ничего не изменило - многие врачи восприняли этот акт как насмешку, ибо "отправная точка" не составляла и 400 рублей в месяц. Многолетняя борьба медиков за повышение зарплаты привела к тому, что правительство приняло наконец поистине историческое решение - повысить I разряд тарифной сетки в отрасли... до 450 рублей - с 1 января 2002 года. А Госдума аккурат к началу Пироговского съезда приняла в первом чтении проект закона, требующего довести зарплату медиков до 50 процентов прожиточного минимума, а к 2003 году - аж до 100 процентов того же минимума. Что само по себе славно, но при том лишь условии, что прыткие российские цены не сведут эти благие планы на нет. И не надо быть крутолобым экономистом, чтобы понять: обещанная зарплата в полторы тысячи рублей не позволит медикам вырваться из плена унижения.
Выступивший на съезде известный детский хирург профессор Леонид Михайлович Рошаль сказал: в его клинике (столичной, заметьте, клинике) хирург без степени получает сегодня 500 рублей. И это в стране, смеющей именовать себя цивилизованной... Врачи, заметил доктор Рошаль, не должны делить ответственность с государством за то, что оно "наломало дров в здравоохранении". Это верно - по меньшей мере неразумно требовать от врача того, что от него не зависит. Но ведь требуют, обвиняют, упрекают: за отсутствие дешевых лекарств, за платные медицинские услуги, за очереди в поликлиниках. А кого ж действительно считать виноватым? Высокую власть? Или многоумную бюрократическую машину, в том числе и в медицинской отрасли? Остается лишь врач, вынужденный один на один с пациентом выслушивать упреки и облегчать боль. Вот только перед ним, врачом, обязательств, похоже, никто не имеет.
В одном из интервью министр сказал: "Мы дадим врачу надежду. А это важнее, чем деньги..." Но вряд ли надежда как таковая спасет от голодного обморока в операционной хирурга, по нескольку месяцев не получающего зарплату и вынужденного выращенными на прибольничном куске земли овощами кормить не своих детей, а больных - таких же нищих.
"Что передать съезду врачей?" - спросил профессор Рошаль у медиков во время своей недавней поездки в один из регионов. "Передайте, что мы никогда не жили так плохо!", - напутствовали его врачи.
"Учителя, небогатые врачи, фельдшера при громадном труде не имеют даже утешения думать, что они служат идее, народу, так как все время голова бывает набита мыслями о куске хлеба, о дровах, плохих дорогах, болезнях..." - доктор Чехов, год 1897-й.