ЧИНОВНИК ДОБИВАЕТ "КРАСИНА"

Наверное, нет в России сколь-нибудь образованного человека, который бы не слышал о ледоколе "Красин". Во множестве изданных в разные годы книжек, в школьных учебниках он получил имя "дедушка отечественного ледокольного флота". Наша газета не раз писала (см. "Труд" 19.09.91, 5.05.96, 18.02.98) о тяжкой судьбе легендарного ледокола, спасшего неудачную экспедицию к Северному полюсу итальянца Умберто Нобиле, немецкое пассажирское судно "Монте-Сервантес".

Ледокол "Красин" - это наша история, наша гордость, наша реликвия. Именно поэтому "Труд" выступил в защиту "Красина", когда предприимчивые дельцы пытались продать ледокол Америке, когда над ним нависла угроза быть разрезанным на металлолом... Наши усилия не пропали даром: ледокол обрел статус государственного музея и вторую жизнь уже в роли "особо ценного историко-культурного памятника России". За счет казны и пожертвований он прошел капитальный ремонт в Петербурге на Канонерском заводе и получил от Морского регистра все необходимые документы, разрешающие выход в открытое море. Сегодня "Красин" стоит в центре города, на Васильевском острове, примерно на том самом месте, от которого в 1928 году уходил в суровую Арктику. За минувший год на его борту побывало 22 тысячи посетителей.
Вроде бы все хорошо, но экипаж ледокола и его капитан Лев Бурак считают, что "дедушке русского ледокольного флота" грозят новые беды. В то время как Союз творческих музейных работников Петербурга, возглавляемый директором Эрмитажа М. Пиотровским, не только признает музейный статус ледокола, но и считает его "уникальным памятником истории", господин В. Яковлев (не путать с губернатором), который ведает в Питере культурой, выступая на заседании городского Законодательного собрания, патетически восклицает: "...что делать с ледоколом "Красин", который, по сути, не может быть музеем?". Почему не может, когда он уже давно стал таковым? Этого чиновник не объясняет. Но зато старается от ледокола избавиться. Делались попытки передать "Красина" Балтийскому морскому пароходству. Это в ту пору, когда БМП было признано банкротом и почти все его суда оказались проданными с молотка. Такая передача означала бы смерть "Красина".
Не прошло, команда ледокола воспротивилась. И все-таки председатель комитета по культуре г-н Яковлев не сложил "оружия". На этот раз он "атаковал" ледокол с другой стороны - известил губернатора, что содержание "Красина" якобы непомерно дорого обходится городской казне - миллион долларов в год! Этим заявлением он весьма удивил команду ледокола и тех, кто отвечает в Питере за бюджет. Судите сами: в городском бюджете содержание "Красина" как государственного музея определено в полтора миллиона... российских рублей. Это цена одной иномарки, на которых передвигаются чиновники городского правительства.
И уж совсем смешно, когда в течение года городские власти не могут решить вопрос об оплате стоянки ледокола. Дело в том, что ледокол длиной в сто метров пришвартован к набережной Невы таким образом, что половина корпуса, та, что ближе к носу, находится у части набережной, принадлежащей городу, а кормовая половина - у стенки, являющейся собственностью Балтийского завода. Так вот носовая часть ледокола швартуется бесплатно, а кормовая - за 80 долларов в сутки. Бред какой-то.
А тем временем в Калининграде создается большой музей Мирового океана. Из Петербурга туда отдано уникальное научно-исследовательское судно "Космонавт Пацаев". Туда же отправлена подводная лодка. А в Питере "заботами" властей осталась одна "Аврора", то ли муляж, то ли новодел бывшего крейсера, не способный ни плавать, ни даже включать силовую установку. Есть, правда, еще музей легендарного подводника Маринеско. Но он создан на подводной лодке не по воле властей, а скорее, вопреки ей, силами моряков-подводников. Судьба "Красина" - в руках питерской администрации.