КОНСТАНТИН ТИТОВ: "ФЕДЕРАЦИЮ УКРЕПИТ ТОЛЬКО РЫНОК"

- Константин Алексеевич, когда вы уходили в отставку с должности губернатора Самарской области,

- Константин Алексеевич, когда вы уходили в отставку с должности губернатора Самарской области, еще никто не знал о грядущих переменах в формировании Совета Федерации, о создании семи федеральных округов, об изменении статуса главы администрации российского региона...
- Видите ли, когда я уходил в отставку, то уже знал о предполагаемых переменах. Поэтому ни тогда, ни теперь шокирующей новостью предлагаемые президентом реформы государственной власти для меня не были. Они мне понятны, и лично я считаю их необходимыми и вполне логичными. Ну действительно, порядок в стране наводить надо. Конечно, можно было бы пойти по пути повышения ответственности во всех звеньях вертикали управления. Однако Владимир Путин предпочел другой путь - создание семи федеральных округов со своими полномочными представителями во главе каждого. В любом случае в предложениях президента нет ни нарушения федерального законодательства, ни нарушения конституционных норм, как полагают некоторые.
- Многие сетуют на то, что в результате предлагаемой реформы реальное влияние губернатора на местные правоохранительные органы будет практически сведена к нулю. И это при том, что губернатор потеряет иммунитет от уголовного преследования...
- Позвольте вас спросить, о каком влиянии губернатора на правоохранительные органы вы говорите? Где, в каком российском законе сказано, что такое влияние возможно? Если кто-то из губернаторов плачет по утраченному "телефонному праву" - так мы с вами этому должны только радоваться. А что касается утраты иммунитета от уголовного преследования - работай честно, и все будет в порядке.
- Вот представьте себе, что завтра вас избирают губернатором, а послезавтра снимают с должности за нарушение федерального законодательства...
- Ну, что касается преследования по чисто политическим мотивам, то в этой части иммунитет губернаторов должен быть сохранен, и это требование эффективно достигается соответствующими поправками к предлагаемым законам. А что касается снятия губернатора с должности за нарушение федерального законодательства, то тут ведь не все так просто. Во-первых, установить факт такого нарушения может и должен только суд. Во-вторых, у меня как губернатора должно быть право обжаловать судебное решение в суде более высокой инстанции, вплоть до Верховного. А если и Верховный суд признает меня виновным, то у меня должно быть право обратиться в суд Конституционный.
- Почему?
- А потому, что не исключено, что федеральный закон, который я нарушил, может находиться в противоречии с Конституцией России.
- Стало быть, президент своим указом не сможет снять с должности избранного губернатора?
- Нет, конечно! И вообще президент не начальник над губернаторами, равно как губернатор не начальник над мэрами городов. Это все рудиментарная тоска по административно-партийной системе управления. Но не забывайте, что в рамках той системы никто не избирал всеобщим прямым и тайным голосованием Генерального секретаря ЦК КПСС, не было выборов секретарей крайкомов и обкомов партии, а уж тем более секретарей горкомов. А теперь мэра города свободно и прямо избирают граждане. И с какой стати его должен снимать губернатор?
- А если этот мэр из рук вон плохо работает?
- А не избирайте такого. Кто вас заставлял избирать мэра, который не может работать? Или вы хотите так: я проголосую - и с меня взятки гладки. А там начальство в случае чего меня поправит, ему, начальству, дескать, виднее. Нет, дружок, ты хотел демократии - получи полную ответственность за собственные решения. И если у тебя в доме течет крыша (в буквальном, конечно, смысле) и канализация не работает, то это означает, что ты безответственно отнесся к выборам мэра. В следующий раз будешь умнее. Другое дело, если мэр оказался взяточником, к примеру. Но и тут губернатор не вправе его снять. Вправе это сделать только суд.
- А каковы, на ваш взгляд, должны быть нормы отношений губернатора и полномочного представителя президента в федеральном округе?
- Я думаю, что полпред должен помочь губернаторам верно, экономически рационально скоординировать свои решения. Например, в нашем Приволжском округе есть несколько автомобильных заводов. Так вот, если бы я был полпредом, то собрал бы губернаторов и внимательно, предметно посмотрел бы вместе с ними, какие автомобили и где выгоднее производить, какие и кому выгоднее покупать. Да дело ведь не только в автомобилях. Сейчас почти во всех губерниях начался промышленный рост, появились реальные доходы, реальные деньги. И у губернаторов стала возникать некая эйфория - все ринулись вкладывать деньги в производство рыночно выгодного продукта. Очень часто в соседних областях производят одно и то же. Как мне представляется, дело полпреда - скоординировать региональные инвестиции, решить, что, к примеру, инсулин мы будем производить в Нижнем Новгороде, а гербициды - в Самаре. То есть в ведении полпреда не только административная координация деятельности федеральных органов на территории округа, но и выработка региональной экономической стратегии.
- Кстати, об экономической стратегии. Готовясь к нашей беседе, я посмотрел статистику по Самарской области и с удивлением обнаружил цифру экономического роста в 14 процентов. Это не ошибка?
- Нет, все правильно. И объясняется этот экономический рост достаточно просто. Вот вы говорите о стратегии. Мы с самого начала избрали такую: наш рынок - не только область, а весь мир. В результате сегодня мы успешно продаем наши вагонные и приборные подшипники в Соединенные Штаты, в страны СНГ продаем автомобили, красители и другие продукты нефтехимии, металлоконструкции. Сызранский завод тяжелого машиностроения продает турбины в Китай... Заметьте, это все не сырье - готовая продукция. Конечно, в результате такой стратегии наши предприятия получили полную свободу в выборе заказчиков и партнеров. На первых порах у областной администрации были сложности: случалось так, что мы не могли разместить нужные нам заказы на предприятиях области. Но командовать предприятиями я не мог, объявленные правила должны соблюдаться неукоснительно. Поначалу заказывали то, что нам нужно в соседних регионах или даже за границей, но постепенно наши предприятия научились охотиться за областными заказами, и сейчас у нас с этим проблем нет. Есть в нашей стратегии и вторая важнейшая составляющая.
- Какая?
- В условиях экономического роста, когда появляются деньги для инвестиций, у региональной администрации, как правило, два пути. Первый - строить сборочные машиностроительные предприятия. Это выгодно и дает колоссальный прирост рабочих мест. Есть, однако, и второй путь - строить предприятия комплектующих изделий. Мы пошли именно этим путем. Но при этом производим комплектующие сразу для нескольких заводов и в России, и в мире. Например, наши карбюраторы покупают и на ВАЗе, и на "Москвиче", и на ГАЗе, и на "Опеле", и на "Фольксвагене". Наши цилиндры покупают на всех автогигантах СНГ, а еще на японских "Сумитомо" и "Камацу". Таким образом, мы максимально снизили риски отсутствия сбыта или неуплаты за нашу продукцию. И это нормальный рыночный подход. Вспомните, еще совсем недавно в каждой области мы стремились непременно производить все, чтобы непременно всем себя обеспечить. Это был синдром закрытого общества, страны, которая вынуждена была существовать автономно от всего остального мира.
- Кроме того, любая экономическая автономия - так или иначе основа для сепаратистских тенденций. Вспомните недавние разговоры об Уральской республике, о конфедеративных отношениях ряда регионов России с Центром...
- Верно. Но в том-то и дело, что настоящий рынок цементирует Федерацию, сцепляет ее тысячью прочнейших нитей экономических связей.
- Стратегия, о которой вы говорите, может быть продолжена только при условии вашего нового прихода в губернаторскую должность?
- Я убежден, что выбор, сделанный нами 9 лет назад, - единственно верный. Поскольку все, что мы делали, подчиняется логике разума и в интересах простых людей. Однако сегодня в Самарской области есть силы, которые вполне способны - приди они во власть - отбросить нас на десятилетие назад. А это значит: нарушится инвестиционный климат, а вместе с ним и программа создания новых рабочих мест. Слабые ручейки налоговых поступлений не позволят выплачивать самые высокие в России пенсии. А очередной передел собственности усилит криминальную обстановку, приведет к новым разборкам с трагическими последствиями. Уверен, что так не будет. Об этом свидетельствуют и последние социологические опросы: около 60 процентов населения готовы идти за Титовым. Завершить начатое, продолжить задуманное - такова наша стратегия движения вперед.
- И как же вы представляете это движение?
- Если кратко, то мы ставим задачу достаточно быстро достичь в области столичных стандартов качества жизни. У нас есть в этом смысле обнадеживающие и достаточно крепкие тенденции. Мы сформируем эффективную систему занятости. Это означает, что тот, кто хочет и умеет работать, будет жить богато. Но кто работать не в силах - сможет жить безбедно. Мы намерены создать эффективную систему управления в области, полностью прозрачную для общественного контроля. Разумеется, фундаментом всего этого будет наша экономика, которая уже набирает обороты, - вы сами об этом говорили. Наша задача - помочь ей обороты эти нарастить. Иными словами, помочь людям выйти на достойный, обеспеченный уровень жизни, который позволит им чувствовать себя свободно и уверенно.
- До революции 1917 года в Самарской губернии было 18 губернаторов. Считали ли вы себя девятнадцатым, после того как были избраны?
- Пожалуй, так.
- Спрашиваю об этом не случайно. Сегодня много говорят, что России следует соединить разорванную тогда, в 17-м, цепь времен, чтобы быстро и поступательно пойти вперед своим путем...
- Если для соединения этой цепи мы опять выбросим звено с 17-го по 91-й годы - я против. Цепь времен, нить истории нашей Родины должна быть неразрывной всегда, поскольку в каждом времени - бесценный опыт. И советская эпоха в этом смысле не исключение. Я не понимаю, почему мы должны отказываться от очевидных достижений того времени: от системы образования, от системы социального обеспечения, которую мы наработали. Другое дело, что мы обязаны не забыть и главный урок той эпохи: коммунизм как способ реального устройства жизни - утопия, красивая сказка, попытка реализации которой связана с колоссальными людскими жертвами. Может быть, это и есть тот урок, который, по мнению Чаадаева, мы должны были явить миру...
- Но прежде всего - себе самим.
- Разумеется.