Такое пристрастие к Лондону может на первый взгляд показаться загадочным. То ли англичане жить не могут без наших певцов и танцовщиков, то ли российские артисты околдованы здешней аудиторией. Но флер загадочности в значительной мере спадет, если вспомним про арифметику. Такие масштабные гастроли, конечно же, дорого стоят. Авиабилеты, гостиницы, аренда, гонорары... Суммы набегают астрономические. Их, естественно, должны компенсировать кассовые сборы. Далеко не в каждом городе мира публика готова выкладывать по 50 долларов за "стоячий" билет и по 200 - за место в 7-м ряду партера. Лондон - один из таких городов.
Кстати, когда я спросил Валерия Гергиева, волнуется ли он перед началом лондонских гастролей, маэстро, как мне показалось, даже обиделся. По его словам, и лондонская публика, и привередливая лондонская критика ему хорошо известны - им, дескать, не надо объяснять, что такое Мариинский театр.
На этот раз публике будут показаны 7 балетов и 5 оперных спектаклей. Наряду с известными постановками "Лебединого озера" и "Баядерки" в репертуаре есть и нечто весьма интригующее. В том числе - "Спящая красавица" Чайковского, но не та, которую все знают, а бережно восстановленная Махаром Вазиевым первая редакция балета, осуществленная Мариусом Петипа аж в 1890 году.
Реставрация стала возможна благодаря найденной в архиве Гарвардского университета подробнейшей хореографической партитуре балета. Попала она туда вместе с другими бумагами балетмейстера Мариинского театра Николая Сергеева, эмигрировавшего из Советской России в 1918 году. Понятие "хореографической партитуры" ввел в обиход танцор императорских театров Владимир Степанов, который в конце XIX века начал фиксировать на бумаге все подробности балета: движения артистов, количество участников, их расположение на сцене - словом, все мыслимые детали. Сергеев вывез с собой партитуры 12 балетов и ставил многие из них в Париже, а потом в Лондоне. Позже партитуры были проданы с аукциона и приобретены Гарвардским университетом.
"Спящая красавица" открыла гастроли. И хотя спектакль шел целых 4 часа, лондонцы приняли его аплодисментами. В городе стояла жара, однако люди высидели, не только отдавая дань качеству кондиционеров в отстроенной заново Королевской опере, но и уровню блестящего представления.
Впереди у зрителей еще не одна премьера. Это и балет "Драгоценности", поставленный по работам хореографа Джорджа Баланчина, и опера Сергея Прокофьева "Семен Котко", которую Гергиев называет в ряду крупнейших оперных произведений ХХ века. Наконец, британские зрители впервые увидят в исполнении труппы Кировского оперу "Война и мир".
Проводит гастроли благотворительная организация "Друзья Кировского театра оперы и балета", созданная в Великобритании Валерием Гергиевым в 1993 году. Все эти годы она занимается поиском и сбором средств для "Мариинки". "Друзья" помогают финансировать постановки, покупают музыкальные инструменты, даже оплатили реставрацию императорской короны и двуглавого орла в зрительном зале Мариинского театра. Как сообщила исполнительный директор организации Кэролайн Смит, нынешние гастроли не являются коммерческим проектом. Весь доход от них будет перечислен на нужды Кировского театра.