Колбасы мимо кассы

Этот продукт, как оказалось – один из самых популярных у магазинных воров

С начала года в России значительно увеличилось количество магазинных краж. Чаще всего мимо кассы проносят колбасные изделия и конфеты, а из всех лазеек набирают популярность хищения на кассах самообслуживания. Можно, конечно, посочувствовать малоимущим людям, которые с голоду пускаются во все тяжкие, но не спешите это делать. Многие несуны поставили дело на поток и неплохо зарабатывают, перепродавая похищенное.

Управление МВД по Калужской области в понедельник, 16 мая, сообщило о передаче в суд уголовного дела о серии краж из магазинов. За два года местный житель совершил как минимум 46 краж и грабежей (на самом деле эпизодов могло быть и больше). Попался он, можно сказать, по неосторожности: камера видеонаблюдения зафиксировала лицо, обычно скрытое за широким козырьком бейсболки. Чаще всего несун похищал из торговых точек дорогой алкоголь и колбасные изделия с целью дальнейшей перепродажи. Совокупный ущерб, нанесенный им калужской рознице, превысил 250 тысяч рублей — это по тем эпизодам, которые удалось зафиксировать и доказать.

Хотя, конечно, в подавляющем большинстве случаев магазинные кражи носят не столь масштабный характер. Есть и совсем нелепые случаи. Один из таких произошел в селе Паданы Медвежьегорского района Республики Карелия, где в минувшие выходные местный житель попался на попытке кражи зубной щетки, поллитровки водки и упаковки с ветчиной на закуску. Можно сказать, обстоятельный несун, уважающий правила гигиены. Если уж собрался выпить, то надо подумать и о закуске. А потом не забыть почистить зубы...

Впрочем, бизнесу не до шуток, он от мелких воришек страдает по-крупному, поскольку количество таких преступлений стремительно растет. С начала года число магазинных краж в России выросло на 18% (это опять же только документально зафиксированные хищения). По данным компании NtechLab, поставляющей системы автоматического распознавания лиц, в конце декабря на каждую торговую точку в среднем приходилось 130 краж в год, а в конце апреля их перевалило за полторы сотни. Ущерб от действий магазинных воров стал чувствительным для владельцев торговых сетей. В среднем по стране он составляет около 0,6% от торгового оборота. Всего лишь. Но это не так мало, как может показаться, поскольку прибыльность ретейла в мегаполисах обычно не превышает 7-8%, а в провинции — гораздо меньше.

Что же злоумышленники выносят мимо кассы? В первую очередь конфеты и шоколад в плитках, колбасы, алкогольную продукцию, сыры, кофе и какао. Причем аппетиты растут. Если год назад разовая добыча среднестатистического несуна оценивалась в 1050 рублей, то в этом мае стоимость превысила 1,5 тысячи. Правда, такой рост показателей объясняется безудержным подорожанием продуктов и напитков.

Последний «писк моды» — хищение товаров на кассах самообслуживания, ведь они будто специально сделаны для того, чтобы «забыть» отсканировать пару палок сыровяленой колбасы. С начала года количество таких преступлений выросло на треть. Справедливости ради стоит сказать, что в статистику иногда попадают вполне добропорядочные покупатели, которые по невнимательности и без злого умысла действительно забыли отсканировать пару товаров. К таким неосознанным несунам сотрудники магазинов, как правило, относятся лояльно, поскольку их легко отличить от «профессионалов», которые своими регулярными набегами терроризируют торговые точки, — таких магазинные охранники без раздумий и сожалений сдают полиции.

«Как только ситуация в экономике ухудшается, растет число магазинных краж. Это аксиома. Вот только цели несуны преследуют разные. Одним действительно нечего есть, а кто-то неплохо зарабатывает, воруя из магазинов элитный алкоголь, икру или дорогую одежду для продажи», — считает экономист Алексей Подшибякин.

Для борьбы с воришками бизнес использует весь арсенал сил и средств — от увеличения количества охранников и установки магнитных замков на дорогостоящие товары до увеличения числа камер видеонаблюдения и передачи их под управление интеллектуальных систем автоматического распознавания лиц. Но, как показывает практика, полной гарантии от краж весь этот арсенал не дает. Хотя бы потому, что наибольшую опасность для ретейла представляют его собственные работники. Одни к контролю за покупками относятся спустя рукава, другие сами не прочь поиметь то, что сторожат. На долю сотрудников ретейла приходится почти треть всех краж.

Слово юристу

Татьяна Белова, кандидат юридических наук

— Мелкие кражи в магазинах российское законодательство трактует как незначительное правонарушение. Если сумма похищенного не превышает 2500 рублей, то похититель отделается небольшим штрафом или непродолжительным административным арестом. Только в случае рецидива деяние может квалифицироваться как уголовное с реальной перспективой лишения свободы.