Главная Культура Афиша 00:11 21 Мая 2021 9942
Богатые плачут кровавыми слезами

На наши экраны выходит хит прошлогоднего Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
В этом фильме между стихией улицы и кованым сапогом диктатуры не оказалось золотой середины. В жизни тоже так бывает...Фото: kinopoisk.ru

Фильм Мишеля Франко «Новый порядок» завоевал в Венеции Гран-при жюри — вторую по значимости награду киносмотра, уступив «Золотого льва» поэтичной «Земле кочевников» и потеснив на пьедестале драму Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!». После Венеции «Новый порядок» побывал уже на 20 международных фестивалях. Россия стала одной из первых стран, где фильм выходит в широкий прокат. На очереди — Великобритания, США, Канада, Португалия...

Премьера «Нового порядка» состоялась в московском кинотеатре «Октябрь». После показа автор вышел к зрителям по видеосвязи из Мехико. Рассказал, что Россия — важная страна для этого франко-мексиканского проекта. По словам режиссера, во время работы над «Новым порядком» он вдохновлялся фильмом Элема Климова «Иди и смотри», а одной из музыкальных тем его картины стала симфония Дмитрия Шостаковича «1905 год», что, разумеется, неслучайно.

«Новый порядок» — фильм политический, рассказывающий о классовой борьбе. Это редкое явление в современном кино, оттого и вызвавшее столь бурный резонанс, возможно, даже несоразмерный реальному качеству фильма. Действие «Нового порядка» происходит в столице Мексики. По всем бытовым приметам — одежде, маркам машин и телефонов — в кадре сегодняшний день. Но снята лента в жанре социальной фантастики. И рассказывает о том, что может произойти если не сегодня, то, может, уже и завтра.

Итак, на роскошной вилле собираются отпраздновать свадьбу. Семья белых богачей выдает замуж 25-летнюю красавицу дочь Марианну (Найан Гонсалес Норвинд), выбравшую для церемонии ярко-красный наряд — кстати, один из трех цветов мексиканского триколора. Ждут у щедро накрытых столов судью, чтобы зарегистрировать брак и отдаться веселью. Но судья запаздывает — дороги перекрыты блокпостами из-за народных волнений. Отчаявшиеся бедняцкие кварталы поднялись и пошли войной на дворцы.

Час-другой — и вот уже банда вооруженных громил, перемазанных зеленой краской (отличительный знак мятежников, совпадающий с еще одним цветом национального флага), перелезает через заборы. И начинается погром: крушатся фаянс и фарфор, потрошатся кошельки, взламываются сейфы. И расстреливаются в упор ненавистные буржуа, перемешиваются в адском коктейле ручьи крови с лужами разлитого вина. Характерный штрих: к погромщикам охотно примкнут слуги и охранники хозяев, торопливо набивая карманы и баулы.

Но если вы решили, что «Новый порядок» — фильм про мексиканский бунт, бессмысленный и беспощадный, то это не совсем так. Вакханалия займет на экране буквально 10 минут, бунт будет оперативно подавлен силовиками где-то за кадром. А власть в стране перехватят военные, которые и наведут «новый порядок». С комендантским часом, с внесудебными арестами и убийствами, с пытками и изнасилованиями в тюрьмах, с трупами горожан, которые обливают бензином и сжигают прямо на городских площадях.

Жертвами произвола станут как бедняки, подозреваемые в беспорядках, так и богатые, которые отныне вынуждены покупать у хунты свою неприкосновенность. Несчастная невеста, попавшая в лапы к военным без документов, станет для них лакомым куском. За нее можно получить солидный выкуп, а потом, попользовавшись молодым телом, пустить в расход...

Смотреть жестокие сцены, занимающие изрядную часть фильма, нелегко. Зрители постарше наверняка вспомнят телерепортажи из Чили времен Пиночета, когда стадионы были превращены в узилища, где людям ломали пальцы, хребты, судьбы. Впрочем, зачем блуждать в сумерках истории? Недавние события в Белоруссии, когда силовики избивали мирных протестующих на улицах и во дворах домов, врывались в квартиры, пытали в тюрьмах, еще свежи в нашей памяти. И это делает фильм Мишеля Франко, задуманный шесть лет назад, поистине пророческим.

Как чуткий художник, которого подчас называют наследником Луиса Бунюэля, режиссер уловил то, что буквально растворено в воздухе. Несправедливость, социальное неравенство, усугубленные пандемией, породили страшное общественное напряжение по всему миру. Искрит не только в 130-миллионной Мексике, где, по словам режиссера, более половины населения страны живет ниже черты бедности, но и в разных частях света — от Хабаровска и Минска до Парижа, Ближнего Востока, Африки, черных штатов Америки:

«Новый порядок» не дает рецептов, как избежать возможного социального взрыва. Режиссер в своем фильме не симпатизирует ни карикатурно изображенным мятежникам, за что ему досталось от мексиканской критики, ни хозяевам жизни, погрязшим в роскоши и эгоизме, ни тем более захватившей власть хунте. Мишель Франко всего лишь ставит суровый диагноз современному обществу, пронизанному вопиющим неравенством и насилием. И этот диагноз не сулит человеческой цивилизации скорого выздоровления.

Не будем относиться легкомысленно к пророчествам художников: они улавливают тревожные общественные процессы тоньше и лучше политиков.

P.S. Когда уже были написаны эти строки, мне в «Фейсбуке» попался пост известного кинорежиссера Алексея Германа, навеянный трагедией в Казани. Он вроде о другом, но, получается, о том же: «Когда подростки в других странах стреляют в школах, убивают других, то не стоит думать, что это не про нас, все про нас. Мир крепче связан, чем у нас часто думают: Что-то вызревает в мире, растет год от года, чтобы потом взорваться серией революций, переворотов, бунтов, какое-то накопление энергии перед прорывом хаоса. Капля за каплей».

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3912
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3471
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?