Шнитке вернулся

Прославленный Хор Минина записал первый диск с новым руководителем

В концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных презентовали новый диск Московского государственного академического камерного хора (Минин-хора), посвященный музыке одного из главных отечественных композиторов второй половины ХХ века — Альфреда Шнитке. Сама по себе запись этих партитур, в том числе крупнейшего хорового сочинения Шнитке «Реквием» — событие. Особое же его значение в том, что это первая студийная работа коллектива с новым художественным руководителем, молодым дирижером Тимофеем Гольдбергом, пришедшим в прославленный хор с одобрения его создателя и бессменного лидера на протяжении почти полувека — народного артиста СССР Владимира Минина.

Не случайно сцену для этой презентации предоставила Гнесинская академия. Ее ректор Александр Рыжинский напомнил публике, что нынешней весной исполнилось 50 лет со дня, когда во главе знаменитого вуза, тогда носившего название Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, встал Владимир Минин. Который буквально через год после своего назначения создал Московский камерный хор, ставший одним из самых известных «детищ» Академии и одним из самых востребованных в мире российских хоровых ансамблей.

Присутствовавший в зале Минин поклонился в ответ — а потом мы услышали его речь в небольшом фильме, показом которого ведущий концерта музыковед Михаил Сегельман предварил исполнение музыки. Владимир Николаевич рассказал, что в середине 1970-х годов Альфред Шнитке предложил ему записать музыку к спектаклю театра имени Моссовета «Дон Карлос». К сожалению, сроки были слишком сжаты, «пришлось отказаться. Но судьба выписывает невероятные кульбиты, и вот спустя 45 лет «Реквием», выросший из той музыки, пришел в наш хор, у которого теперь новый молодой руководитель».

Дирижировать хором, зная, что в аудитории находится человек-легенда, его создавший — отдельное испытание. Тимофей, поддержанный певцами и инструментальным ансамблем, его выдержал. Обещанное им в кратком вступительном слове «40-минутное пребывание в модернизированном средневековье» стало настоящим духовным путешествием по строгому, печальному и вместе с тем озаренному неземным светом миру Шнитке. В этом мире, говорил когда-то православный духовник композитора Николай Ведерников, «разверзаются такие страшные бездны, как будто зло торжествует. И вдруг — необычайная ясность, словно человек держится за ризу Христову».

После концерта я попросил Тимофея рассказать историю вхождения в коллектив. Оказалось, выпускник Нижегородской консерватории победил во Всероссийском музыкальном конкурсе 2015 года, тогда же получил приглашение от Владимира Николаевича выступить с собственной программой, через год был позван на работу, а в 2019 году справивший свое 90-летие Минин передал ему полномочия.

«Когда занимаемся музыкой Георгия Свиридова или Валерия Гаврилина, нет никого лучше, кто бы подсказал верные пути, как это делает Владимир Николаевич — поделился Тимофей. — А еще его советы бесценны тем, что даются только тогда, когда о них просишь. Он никогда не навязывает своего мнения. Сейчас мы активно восстанавливаем то лучшее из репертуара, что по разным причинам долго не исполнялось, — после десятилетнего перерыва спели полную партитуру «Пушкинского венка» Свиридова, возобновили «10 поэм» Шостаковича, «Перезвоны» Гаврилина, «Литургию» Рахманинова. Конечно, исполняем и западных авторов — «Мессу» Рамиреса, «Маленькую джазовую мессу» Боба Чилкотта... Специально для нас композитор Грязнов сделал переложение свиридовской «Метели». Еще говорят, что у наследников Георгия Васильевича лежит масса его неисполненных произведений. А ведь хор всегда дружил с его музыкой...».