Искусство света для музейной ночи

Всемирно известный светодизайнер Карстен Винкельс провел авторскую экскурсию в Музее света МСК «БЛ ГРУПП»

В минувшие выходные в Москве прошла Всероссийская акция «Ночь музеев». Впервые в мероприятии принял участие Музей света МСК «БЛ ГРУПП». Авторскую экскурсию «Искусство света или свет как искусство» провел Карстен Винкельс — всемирно известный светодизайнер и архитектор, арт-директор ООО «СветоПроект» подразделения МСК «БЛ ГРУПП».

В жизни современного человека свет давно перестал нести лишь изначальную утилитарную функцию вечернего и ночного освещения жизненного пространства и стал полноценным искусством, даже, можно сказать, искусством над остальными видами искусства. Выверенные световые решения дизайнеров-светотехников позволяют раскрыть красоту старинной и современной архитектуры в городах, показать великие живописные шедевры в музеях в том свете, в каком их видел и творил художник, — при свечах или при солнечном освещении. Но не только это.

Современные системы освещения могут подстраиваться под биоритмы человека, создавать праздничное настроение, улучшать сон и работоспособность, повышать качество жизни по многим направлениям — от обеспечения повседневного комфорта и безопасности до новых возможностей в индустрии развлечений. Искусство света — это сочетание новейших технологий, научных, инженерных достижений, светотехнических и дизайнерских и решений, работающих на удовлетворение как функциональных, так и духовных потребностей человечества, на созидание.

Обо всем этом рассказал Карстен Винкельс на экскурсии в Музее света МСК «БЛ ГРУПП», где представлены последние научно-технические разработки в области светотехники, а увлекательное интерактивное шоу позволяет увидеть их применение во всех областях жизни современного человека. Посетители музея получили возможность оказаться в уютно освещенном городском парке, залах Эрмитажа, на взлетной полосе аэродрома и на стадионе, рассмотреть устройство светодиодных медиафасадов на Новом Арбате, увидеть, как под воздействием правильно подобранного освещения буквально на глазах растут салат и земляника в современных малогабаритных тепличных комплексах. Желающие также могли поиграть с виртуальной кошкой под интерактивной скамейкой и вызвать полицию встроенной кнопкой SOS. При этом вполне безнаказанно в музее можно было попытаться молотком разбить «антивандальный» подъездный светильник или об пол — огромный плафон-шар от паркового светильника, а также «о-свежить» в витрине магазина залежалые рыбу, мясо, овощи.

Большое внимание в ходе экскурсии было уделено наружному освещению. Например, посетители могли вблизи во всех деталях ознакомиться с устройством современных энергоэффективных и «долгоиграющих» светодиодных светильников, которые сейчас во многих городах приходят на смену устаревшим натриевым лампам. Но мало кто знает, как устроены современные системы светодиодного наружного освещения и какие возможности они дают. Современное оборудование позволяет дистанционно в режиме онлайн из одной диспетчерской управлять всем наружным освещением в городе — оперативно включать и отключать, изменять график в зависимости от времени суток и времени года, снижать или увеличивать яркость освещения для дополнительной экономии электроэнергии, оперативно устранять неполадки. Более того, современные сети наружного светодиодного освещения — это сегодня основа для создания интеллектуальных систем «Умный город». Через них можно организовать управление различными сторонами жизни города и городским хозяйством, вплоть до мониторинга заполнения мусорных баков.

Есть и другие интеллектуальные разработки. «Умный» пешеходный переход «видит» приблизившегося пешехода и переключает сигнал без нажатия кнопки на опоре светофора. Или «умная» лавочка, которой можно управлять с мобильного телефона, — настоящее произведение искусства. Это уникальная разработка как для уличных, так и внутренних городских общественных пространств. Она может заряжать телефон, играть музыку, подогревать сиденье, настраивать яркость рядом стоящего на опоре светильника.

Особая тема — архитектурно-художественное освещение современных зданий, памятников архитектуры, монументов. Как объяснил Карстен Винкельс, светодизайнер, приступая к разработке проекта освещения, должен изучить не только конструктивное строение здания, структуру и материал фасада, но также погрузиться в историю строения. Необходимо учитывать климат страны и, наконец, все ее культурные особенности. Например, для Индии и России подходят совсем разные стили архитектурного о-свещения. Даже для Германии и России разные сценарии — отличается природное освещение, в Москве более сухой и прозрачный воздух, соответственно, на закате и рассвете здания выглядят по-другому.

«Нужно чувствовать архитектуру. Неправильным освещением можно ее убить — вместо того чтобы подчеркнуть красоту здания, замысел архитектора, высветить все неповторимые детали», — объяснил Карстен Винкельс. Он добавил и неожиданные детали. При разработке многих концепций архитектурного освещения исторических городов он в качестве ассоциативной основы брал шедевры художников XIX века — лучше них никто не работал с игрой света и тени. А именно это — одна из важнейших составляющих искусства архитектурного освещения.

Этот метод был использован и в работе над концепцией освещения всех семи московских «сталинских» высоток. В основу легли произведения русских живописцев XIX века: Ивана Крамского, Валентина Серова, Константина Коровина, а также знаменитого голландского художника Яна Вермеера, непревзойденного мастера насыщения светом своих произведений. Для одной из высоток была выбрана структура картины «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля.

Два часа экскурсии пролетели на одном дыхании. В завершение посетители с удовольствие потанцевали на интерактивном световом полу, а особо целеустремленные еще раз попытались «поймать» кошку, «гуляющую» внутри интерактивной скамейки.

Вместо послесловия

Карстен Винкельс (Karsten Winkels) — известный немецкий и российский архитектор и светодизайнер, обладатель множества международных наград. С января 2014 года — арт-директор и руководитель группы дизайнеров ООО «СветоПроект» подразделения МСК «БЛ ГРУПП».

В портфолио архитектурного бюро Winkels Concepts Карстена Винкельса — разработка концепций освещения Дрездена и других немецких городов, концепция уличного освещения олимпийского Пекина. Среди проектов московского бюро Winkels Concepts — проект освещения одного из офисных зданий в деловом центре «Москва-Сити», ТЦ «Школьник» в Москве, сценография и проекты освещения для художественных выставок в Музее-усадьбе «Царицыно» в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге в рамках Года культуры Россия — Германия в 2012-2013 годах.

За время работы в ООО «СветоПроект» под руководством Карстена Винкельса разработаны проекты освещения улиц Маросейка — Покровка, Щелковского шоссе, семи московских «сталинских» высоток, Покровского Хотькова монастыря и множество других.

Наша справка

Международная светотехническая корпорация «БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП» (МСК «БЛ ГРУПП») — крупнейшее светотехническое объединение на рынке России и СНГ. Корпорация ведет свою историю с 1991 года и сегодня включает в себя научно-исследовательские, инженерные и производственные ресурсы, позволяющие выполнять проекты освещения любого уровня сложности под ключ с их последующей эксплуатацией.

За 30 лет работы МСК «БЛ ГРУПП» реализовала более 10 тысяч проектов различной сложности в России и за рубежом. На счету корпорации освещение множества крупных промышленных, инфраструктурных, архитектурных и исторических объектов в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, сотен тысяч объектов благоустройства в муниципальных образованиях на всей территории страны.