Главная Культура Афиша 15:27 21 Мая 2015 3020
Что хотели, но не успели сказать Чайковский и Скрябин

Дирижер Владимир Юровский верен своему жанру концерта-исследования

Сергей Бирюков

Какие еще тайны может содержать творчество Чайковского, самого хрестоматийного русского композитора? Что из неисполненного осталось у Скрябина, чье наследие изучено едва ли не с лупой?.. Две большие концертные программы, представленные дирижером-просветителем, руководителем Госоркестра России Владимиром Юровским в середине мая, ответили на этот вопрос: есть целые главы в творческой жизни великих художников, которые сулят захватывающие открытия.

Чайковского в дни его 175-летия не играет только ленивый. Но Юровскому удалось найти достойный ход – он проследил «шекспировскую» линию в творчестве Петра Ильича. Да не просто сыграл три известные симфонические партитуры, вдохновленные сюжетами Шекспира, но провел нас в творческую лабораторию композитора, куда мало кто даже из профессиональных музыкантов заглядывает. Имею в виду исполнение первой, практически не играемой версии увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» 1869 года. Мир знает это произведение в редакции 1880 года – а 11 лет в совсем недлинной жизни Чайковского огромный срок. В 1860-е он был еще не вполне умелым, хотя очевидно гениальным композитором-новичком. В начале 1880-х о нем уже говорило пол-Европы.

Исполнение увлекло музыкальной и визуальной красотой

Слушать это так же интересно, как, допустим, три варианта бетховенской увертюры «Леонора». Два главных образа – тема вражды и тема любви – найдены сразу и безошибочно. А вот все остальное… Вступление – не тот сумрачный хорал, из которого так логично вытекает вся дальнейшая трагическая коллизия в окончательной версии, а необъяснимо жизнерадостный наигрыш, в котором и стиль Чайковского-то еще не различишь – будто навеяно модной французской оперой. После него вспыхивающая тема ссоры совершенно не мотивирована. В разработке можно угадать дальний эскиз версии 1880 года, но какая же она еще ученическая – будто студенческое упражнение по полифонии… А главное – музыка все время дробится, ее дыхание прерывается: совершенно нет того властно увлекающего вас сквозного симфонического развития, которое мастерски найдено в классическом варианте.

После очаровательной интермедии – дуэта из ненаписанной оперы Петра Ильича «Ромео и Джульетта» (здесь пришлись к месту невесомое сопрано Надежды Гулицкой и экспрессивный тенор Всеволода Гривнова) – прозвучала фантазия для оркестра «Буря». На сей раз во вполне каноническом виде, но и тут, думаю, для многих в зале содержался элемент открытия, поскольку эта великолепная, грозно-таинственная и сумасшедше-экстатичная музыка исполняется в концертах гораздо реже, чем того заслуживает.

Наконец, все второе отделение Юровский отдал «Гамлету» – увертюре-фантазии и музыке к драматическому спектаклю. Вот тут добросовестность дирижера – исследователя и правдолюбца сыграла, пожалуй, против Чайковского. Поскольку и увертюра эта послабее двух предыдущих, и оформлением театральной пьесы Петр Ильич занимался, похоже, без своего обычного вдохновения: музыка сугубо фоновая и невыразительная. Казалось бы, странно: сюжет такой драматической силы – отчего же он не увлек Чайковского? Может, дело в том, что в нем нет главного, всегда привлекавшего композитора – любви? Настоящей, большой, взаимной, сжигающей. Неразделенная привязанность несчастной Офелии к Гамлету явно не в счет...

Не усилило слушательского впечатления и то, что прекрасный актер Даниил Спиваковский, приглашенный Юровским для чтения словесного текста, на этот раз, похоже, решил сымпровизировать и текст, кажется, видел впервые в жизни – судя по случайным акцентам и запинаниям.

Если вечер Чайковского можно назвать яркой задумкой, удавшейся наполовину, то состоявшееся через день исполнение «Предварительного действа» Скрябина-Немтина я бы отнес к главным открытиям сезона.

Скрябин, трагически ушедший от заражения крови в 42 года, унес с собой великую загадку – куда повели бы его вселенские идеи всеобщего единения мира под знаком искусства. Ведь в задуманной им Мистерии должно было принять участие все человечество – и духовно преобразиться под воздействием музыки, прекрасной архитектуры и величественной природы (он присматривал для этого место в Гималаях). А чтобы облегчить планете и себе самому подход к этому главному событию истории, Александр Николаевич начал сочинять Предварительное действо – тоже немаленькую партитуру на два с половиной часа для оркестра, хора, солистов и света: этот новатор в начале ХХ века предвидел громадные возможности синтеза музыки и видеопроекции. Но успел набросать только несколько страниц схематичных нотных строк. Хотя для друзей исполнял все Действо в рояльном варианте.

Видеопроекции юной художницы Марии Кононовой продолжили скрябинскую идею светомузыки

Русский композитор второй половины ХХ века Александр Немтин совершил подвиг самоотречения – бОльшую часть своего творческого пути посвятил не собственной музыке, а попытке «превратиться в Скрябина» и завершить Предварительное действо.

Прежде в России предпринимались попытки представить Действо частично – помню, например, исполнение, состоявшееся лет 20 назад, если не ошибаюсь, в рамках фестиваля «Московская осень». Но прозвучала лишь одна из трех частей, оставившая у автора этой заметки ощущение, скажем так – 20-процентного присутствия Скрябина. Главное – музыка не текла и не летела свободно, как это свойственно Скрябину, а двигалась, если можно так выразиться, слишком плотной, чересчур материальной массой.

Совершенно другой чувство возникло сейчас, во время исполнения ПОЛНОЙ партитуры в Доме музыки. Здесь Скрябина было – продолжу в том же стиле – не меньше 70 процентов. Кстати, и буквально тоже – многие фрагменты представляли собой оркестрованные и развитые в громадные музыкальные волны поздние фортепианные опусы композитора – «Гирлянды», «Темное пламя», цикл последних прелюдий… Но как мощно и убедительно это выстроено Немтиным! Как, используя в общем один драматургический прием – постепенного разрастания музыкальной ткани от одноголосного пианиссимо до космически-могучей полифонии – Немтину удалось избежать однообразия: не скучно ни секунды из всех двух с половиной часов. Конечно, помогло использование громадного тембрового богатства не только оркестра, но и солирующего рояля (Александр Гиндин), и органа (Константин Волостнов), и хора Свешникова, и двух певиц-сопрано – с более «земным» голосом (Любовь Петрова) и со сверкающе-небесным (Надежда Гулицкая).

Фантастическую красоту этой партитуры естественно дополнила видеопроекция на плазменные экраны и стены Светлановского зала. Мы словно видели как из первобытного амебобразного хаоса рождаются знакомые формы, проявляются человеческие фигуры… Порой этот вселенский фильм балансировал на грани обыденности – фигуры оказывались где-нибудь на железнодорожной платформе или эскалаторе метро – однако всегда это был не просто поезд, не просто эскалатор, но символ движения, ожидания, неизвестности, надежды… А в конце произошло то, что обозначено в названии третьей части – «Преображение»: черный путник стал белым, зимний пейзаж расцвел летними цветами, зловещая красная комета, пронизывающая облачную туманность, засветилась серебром…

Одно из самых удивительных открытий ждало нас на поклонах: автором этой гигантской видеоинсталляции оказалась 18-летняя русско-американская художница Мария Кононова…

Одно печалит: когда еще публика сможет увидеть и услышать этот чудом возрожденный шедевр? Владимир Юровский не смог ничего сказать насчет даты следующего исполнения, да и будет ли оно вообще. Нет надобности пояснять, что проект, инициатором которого, кстати, стал Дом музыки, изрядно недешев… Может быть, позаботиться хотя бы о выпуске видео? Пусть малый экран и не сможет передать даже толики того ощущения размаха и полета, который испытали первые слушатели и зрители живого, восставшего из небытия Предварительного действа.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3976
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3494
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?