Visa и MasterCard хотят остаться в России
Причина: 21 марта произошел сбой в обслуживании клиентов банков «Россия», Собинбанка, СМП-банка, Инвесткапиталбанка, банка «Финсервис», по разным причинам попавших под действие международных санкций. Операции по выпущенным ими картам международных платежных систем Visa и MasterCard были приостановлены. Всего пострадали семь банков, сообщил глава департамента национальной платежной системы ЦБ РФ Тимур Батырев. По его словам, блокировка операций затронула сотни тысяч карт.
В начале мая Россия сделала ответный ход — приняла закон о создании Национальной системы платежных карт. И прописала в этом законе меры, которые должны уберечь клиентов российских банков от произвола Visa и MasterCard. Во-первых, им придется разместить на спецсчетах в российском Центральном банке «страховой взнос», равный двухдневному обороту системы: если чьи-то деньги пропадут, хозяева получат их обратно из этого взноса. Во-вторых, Центробанк получил право штрафовать Visa и MasterCard в случае их отказа от предоставления услуг своим клиентам «в размере до 10%» страхового депозита за каждый день отключения. А еще им придется построить в России процессинговые центры, а не пользоваться американскими.
Вроде бы все цивилизованно. Но возник вопрос: не слишком ли велика цена такой страховки российских клиентов? Американский банк Morgan Stanley подсчитал последствия: MasterCard предстоит разместить в ЦБ 1 млрд долларов, а Visa вдвое больше — 1,9 млрд.
А по подсчетам американских экспертов, зарабатывают они на обслуживании россиян значительно меньше: чистая выручка их российских подразделений составляет 160 млн долларов (MasterCard) и 350-470 млн (Visa). Стоит ли игра свеч? Тем более что Россия для них далеко не главный клиент: доля российских подразделений в выручке MasterCard составляет 2-3%, а у Visa — 3-4%.
Но финансисты не хотят уходить с уже освоенных рынков, тем более что российский «карточный» рынок — один из самых быстрорастущих. В итоге Visa заявила, что «намерена тесно работать с правительством, чтобы найти выход из сложившейся ситуации». Примерно так же отреагировала MasterCard.
Россия тоже хочет продолжить карточную игру на деньги с заграничным финансовым сервисом. «Мы не хотели бы ничего рвать, мы хотели бы, чтобы MasterCard и Visa оставались и работали на территории Российской Федерации. Но они должны соблюдать свои обязательства не по отношению к России, а по отношению к конкретным клиентам, которые пользуются их карточками», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. То есть будем договариваться.
Тем временем многие отечественные финансисты не прочь отодвинуть заграничных конкурентов и перехватить этот рынок в свои руки, создав «свич» — российского посредника, который будет обслуживать внутрироссийские денежные трансакции, а международные передавать в центры Visa и MasterCard. Утверждают, что построить «свич» в России — история не слишком долгая (потребуется год) и малозатратная, ценой в 10-20 млн долларов. Однако нет никакой гарантии, что отечественная система не станет допускать аналогичные сбои — не из-за чьих-то санкций, а просто по неопытности и типично российской безалаберности.
Однако закон принят, он обязывает банкиров создать отечественную платежную систему. У нас есть и зарубежный пример: китайская UnionPay. Она создавалась в 2002 году как локальная система для использования в самом Китае, но за несколько лет сумела выйти на международный уровень. Нынче карты UnionPay обслуживаются в 141 стране за пределами Китая. Сеть UnionPay насчитывает по всему миру свыше 1,5 млн банкоматов и 18,5 млн торгово-сервисных предприятий, а число карт, находящихся в обращении, превышает 3,8 млрд. Однако пользуются ими в основном китайцы. И по уровню сервиса система пока несопоставима с Visa и MasterCard.
Создаст ли Россия что-нибудь подобное, можно лишь гадать. Но денег точно на такой проект уйдет немало. А население страны, скорее всего, поделится на две неравные части: большинство перейдет на российскую платежную систему, а выезжающие из страны и просто наиболее успешные будут по-прежнему пользоваться международными картами. А что? Живем ведь мы до сих пор с двумя паспортами: внутренним и заграничным.
Вчера министр финансов Антон Силуанов признал, что Россия не может отказаться от Visa и MasterCard, поскольку именно с ними работают 90% пользователей платежных систем. Глава финансового ведомства не объяснил, как быть, если платежные системы не захотят размещать гарантийные депозиты в Банке России. Но, очевидно, придется идти на компромиссы.