Выборы проходят по пропорциональной системе, в них принимают участие три партии коалиции власти – Республиканская партия Армении, “Процветающая Армения” и “Оринац еркир”, вышедшая накануне выборов из состава коалиции и назвавшаяся оппозиционной партия “Дашнакцутюн” (АРФД), Народная Партия, новоиспеченная Трудовая социалистическая партия Армении (ТСПА) и Армянский национальный конгресс (АНК) - блок 18-ти оппозиционных партий.
Значение этих выборов трудно переоценить. Ереван является центром политического, экономического, научно-образовательного, культурного и и творческого потенциала республики, в городе проживает более 40 процентов населения страны. А после того, как должность мэра такой столицы становится выборной, ее роль, значение и вес приобретают больше политическое, нежели хозяйственное значение. И именно последнее привело к тому ажиотажу, который возник вокруг этих выборов. В частности, власти республики, прекрасно понимая что 31-го мая решается вопрос политического и конституционного будущего страны, осознавая, что политическая составляющая этих выборов может сыграть для них роковую роль, намеренно пытаются свести их к проблемам транспорта, асфальтирования дворов и саночистки города.
Иначе подходит к этим выборам оппозиция. Так, во время одной из своих встреч с избирателями, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, возглавляющий избирательный список оппозиционного АНК, заявил: “Нашу предвыборную кампанию не надо связывать с моим именем. Это не личностная борьба, сегодня мы выступаем, как мощная команда, объединяющая 18 партий. Но и со стороны властей она также не носит личностный характер, и не важно, кто является их кандидатом. Ясно одно, с одной стороны идет борьба за сохранение застойного состояния и продолжение разграбления страны, с другой – за преобразование Армении. Другой проблемы или тайны в этой борьбе просто не существует”.
Значение выборов Совета старейшин и мэра Еревана не ускользнуло и от глаз мирового сообщества. Вряд ли случайно, что в самый разгар предвыборной гонки в Ереване Европа внезапно реанимировала задвинутый было в долгий ящик вопрос выполнения Арменией трех резолюций ПАСЕ. При этом, заседание Мониторинговой группы назначено на 5 июня – через 5 дней после ереванских выборов, еще через 5 дней в Ереван прибудут содокладчики ПАСЕ по Армении Джон Прескотт и Жорж Коломбье, а еще через 10 дней вопрос будет рассматриваться на пленарном заседании Ассамблеи. Вместе с тем, европейские дипломаты активно общаются с лидерами оппозиции. Так, с представителями АНК в течение мая успели встретиться спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Питер Семнеби, консультант по политическим вопросам Андрей Диденко, спецпредставитель Великобритании на Южном Кавказе Брайан Фол и посол Великобритании в Армении Чарльз Лонсдейл. Не обошли вниманием эти выборы и в Америке. Буквально на днях президент Армении Серж Саркисян получил письмо от госсекретаря США Хиллари Клинтон, в котором, говоря об армяно-американских двусторонних отношениях и осуществляемых в Армении программах на средства Корпорации “Вызовы тысячелетия”, госсекретарь подчеркнула, что “свободное и прозрачное проведение предстоящих выборов в Совет старейшин Еревана по новому раскроет приверженность Армении к демократическим принципам”.
К чему может привести “свободное и прозрачное проведение предстоящих выборов”, показывают результаты соцопроса, проведенного на днях Социологическим центром Депутатского клуба “Верховный Совет”. На вопрос, “Примете ли вы участие в выборах Совета старейшин Еревана”, положительно ответили 53,8%, затруднились ответить 28,9% респондентов. Ответы на вопрос “За какую партию вы намерены отдать свой голос?” распредилились следующим образом:
1. “Процветающая Армения” - 16,2 %
2. Народная Партия - 1,6 %
3. АНК - 37,2 %
4. АРФД - 7,4 %
5. ТСПА - 0,0%
6. РПА - 14,7 %
7. Оринац еркир - 1,4 %
8. Никому - 2,3 %
9. Затрудняюсь ответить (не скажу) - 19,2 %.
Напомним, что лидер партии, набравшей в результате выборов 40% голосов плюс один автоматически становится мэром Еревана, если же ни одна из партий такое число не наберет, то выборы мэра проводятся членами избранного Совета старейшин. И если учесть, что, как правило, “затрудняются” ответить те, кто симпатизирует оппозиции, но не решаются говорить об этом вслух, то можно придти к выводу, что подавляющее большинство избирателей – около 60% - отдадут голоса за Армянский национальный конгресс.
Все это, безусловно, не может не тревожить страдающий синдромом нелегитимности режим Армении. С одной стороны – при “свободных и прозрачных” – светит новая конфигурация политической власти с последствиями, которые не заставят себя ждать, с другой – при очередной фальсификации выборов – окончательная маргинализация, причем уже и на международном уровне, и, как следствие, реальная угроза падения власти.
О степени нервозности властей можно судить и по ходу самой предвыборной кампании - действия правящего режима начали носить криминально-хаотичный характер. Так, действующий мэр Еревана, он же первое лицо в предвыборном списке РПА додумался до того, что решил диктовать оппозиции, где ей проводить предвыборные встречи. В одном из районов Еревана, Аване, агитационный рейд сторонников АНК встретила группа агрессивных молодых республиканцев. В результате, несколько женщин – сторонницы оппозиции – очутились в больнице. В трех других районах города произошли стычки уже между штабами партнеров по коалиции – Республиканской партии и “Процветающей Армении”. В результате стычек были избиты два префекта-республиканца (причем один из них – родной брат Генпрокурора Армении), так что, по общему мнению, “победа” осталась за “процветающими”.
Для стороннего наблюдателя все это живо напоминает “Вестсайдскую историю”, только без ее романтической составляющей. Для жителей же Еревана является очередным наглядным подтверждением криминальной сущности действующих властей. Более того, избиратель не может не заметить, что полиция в эти разборки практически не вмешивается – разве что разводит в стороны разбушевавшиеся банды. Уголовные дела не заводятся, к ответственности никто не привлекается. Последнее особенно любопытно в свете того, что лидером “побитой” РПА является ни кто иной, как сам президент Серж Саркисян. А это, полагают граждане Армении, может говорить о том, что Саркисян плохо владеет ситуацией. Таким образом, власти, сами не желая того, не оставляют избирателю иного выбора, кроме как стремиться выбраться из созданной режимом криминальной паутины и искать себе убежище в лице оппозиционного Армянского национального конгресса.
Вместе с тем большое количество граждан Армении, находясь на временных работах в России, и в частности в Москве и в Московской области, живо интересуются процессами в Армении. Во многих районах проходят встречи и обсуждения по этим темам. В основном встречи организуются Армянским Национальным Клубом «Миабанутюн», в ходе которых представители организации представляют свои разъяснения происходящего.
По представлению руководителя организации Смбата Караханяна армянская сторона еще раз подтвердила свои намерения по поводу разрешения карабахского конфликта в рамках ранее намеченных базовых соглашениях, но попросила время, особенно для решения вопросов с российской стороной. Уже запущенный план действий армянских властей предусматривает торг по этому вопросу даже после раскрытия и официального подписания документа о принципах урегулирования Нагорно-карабахского конфликта. Их следующим шагом будет поиск для себя (своей власти, бизнеса) гарантий перед окончательной юридической ратификацией этого документа. Позиция армянского руководства предельно ясна, любой ценой устоять и сохранить завоеванные позиции.
Напомним, что на сегодняшний день между основными державами, владеющими влиянием в регионе пока не достигнуто согласие по принципиальным вопросам военно-стратегического характера. Например, согласно, так называемому западному плану разрешения конфликта, намечается ввод в регион западных миротворческих вооруженных сил. Заметим, что этот план не предусматривает нахождения российских миротворцев в этой зоне. Подобный план является частью большой программы, согласно которой, Турция в ближайшее время не может рассчитывать на вхождение в Евросоюз, но взамен этого будут решаться проблемы закрытых границ, и налаживание армяно-турецкого диалога. Кроме этого под неформальной эгидой Турции будут решаться, вопросы вывода вооруженных формирований из прилегающих районов Нагорного Карабаха и определение международного правового статуса Нагорного Карабаха в первую очередь в рамках незыблемости территориальной целостности Азербайджана.
20 мая, в Брюсселе состоялось заседание совета НАТО в формате 28+1, где приняли участие глава МИД Армении Эдвард Налбандян и министр обороны Армении Сейран Оганян. В свою очередь Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер провел встречу с министрами из Армении. На заседании выступили представители 18 стран-участниц НАТО. Они коснулись ряда региональных проблем, а так же участия Армении в миротворческих миссиях. в рамках заседания были обсуждены дополненная двухлетняя Программа действий индивидуального партнерства Армения-НАТО (IPAP), а также доклад оценочной комиссии.
Налбандян на заседании затронул тему сотрудничества Армения-НАТО, определив их в ранге приоритетов внешней политики Армении. Члены Североатлантического совета выразили свою готовность содействовать полноценной нормализации армяно-турецких отношений, призвав власти Армении и Турции довести до конца данный процесс.
Тем временем в Армении готовится и общественная почва для реализации этого плана. Западные центры под крылом армянских властей уже создали несколько организаций, в том числе и молодежных, которые должны начать борьбу за европейский выбор и за вывод всех российских военных формирований с территории Армении.
На этом фоне наметились внезапные всплески оживления руководства НКР. Президент НКР, заявил, что «без участия Нагорного Карабаха достижение конечного решения невозможно, и Карабах должен стать стороной переговоров». Президент Нагорного Карабаха уверял, что Армения, в лице президента Армении, прилагает все усилия, чтобы карабахская сторона являлась полноценной стороной переговоров. Видимо настало время заявлений для внутреннего пользования и успокаивания своих граждан.
По мнению Караханяна это довольно странное и вместе с тем остроумное утверждение. На самом деле аналогичные заявления являются ни чем иным, как лукавством, продиктованным извне. Президент НКР сначала должен был уточнить и разъяснить населению НКР, о чем это собщают участники переговорного процесса по Нагорно-карабахскому вопросу, подписывают различные соглашения и протоколы встреч, у которых есть лишь одна базовая особенность. Дело в том, что все они ни сегодня, ни в обозримом будущем принципиально не предусматривают существования государства НКР (президентом которого является сам Саакян), и обозначают его как некую территорию или местность (обозначаются, как район Нагорный Карабах).
Заметим, что Серж Саргсян, гостивший в Степанакерте 9 мая, несмотря на многочисленные просьбы и требования, предпочел не высказываться и не разъяснять сложившуюся ситуацию, связанную с Нагорно-карабахским переговорным процессом.
Тревожным фактором является и то обстоятельство, что, переходя на внешнее ручное управление, внешние силы практически игнорируют не только армянских властей, что в сложившейся ситуации совершенно оправданно, но и мнение абсолютного большинства населения как НКР, так и Армении. Однако в подобной позиции сильных держав, играющих в регионе, большое значение имеет и пассивность самого население этих стран, и особенно странная инертность самих карабахцев считает Караханян.
Разъясняя свое ранее высказанное утверждение, Караханян заявил, что: «Основной проблемой руководство Армении является их недальновидность в серьезных внешнеполитических вопросах, в результате чего они поставили страну перед острыми проблемами. Соглашаясь на предложенную сделку внешних сил «власть взамен на Геноцид, НКР и существенной утраты суверенитета государства», группа лиц рвущихся в руководство Армении недопонимала, или будучи ослепленная перспективой порулить страной, не замечала, то обстоятельство, что цена их власти не может быть равна отдельным элементам сделки, то есть эти граждане могут оставаться у власти только при выполнения всех трех компонентов договоренности. Небольшие отсрочки и технические перерывы могут иметь место, но суть вопроса не меняется, и более того оказалось, что время работает против них. Негатив по отношению к армянским властям со стороны сильных держав стало увеличиваться. Неожиданно для горе-политиков также оказалось, что вопрос уже нельзя решить с помощью экономических уступок или прямых и косвенных подкупов за счет населения и национальных интересов страны (даже несмотря на то, что ни одна из внешних сторон не отказывается от этих бонусов)».
Караханян считает, что особенно в последнем году действующие власти шаг за шагом усугубили и продолжают ухудшать ситуацию. Будучи изначально лишенными самостоятельности, и с другой стороны являясь бездарными политиками, они привели позиции армянской стороны в переговорном процессе к дипломатическому краху.
Единственный шанс спасти ситуацию - это правовая смена власти и возврат народа Армении и НКР к решению своих судьбоносных проблем, утверждает Караханян. Политик сформулировал свои предложения, по так называемому мягкому варианту выхода из политического и экономического кризиса, которые нашли живой отклик и поддержку у многих. Суть предложений сводятся к тому, что руководство Армении уже исчерпало свое время конфиденциальных переговоров, и подвела страну к опасной черте. Они должны прекратить свои опасные для национальной государственности и народа темные игры и вывести на референдум свои позиции по вопросам:
-Нагорно-карабахскому переговорному процессу,
-Отношения с Турцией в целом, (вопросы Геноцида, определение статуса существующих границ)
-Своей концепции дальнейшего развития страны.
Судьба самих властей должна напрямую зависеть от итогов этого референдума.
Наблюдатели отмечают, что в высших политических кругах России многие считают, что с победой АНК на выборах мэра и совета старейшин Еревана ситуация значительно изменится в позитивную сторону. Практически все факторы говорят о том, что АНК уверенно одержит победу на предстоящих выборах. В российских политических кругах бытует мнение, что победа АНК на выборах совета старейшин Еревана может разрядить ситуацию и стать реальным подспорьем для переговоров между оппозицией и властями, что больше выгодно именно властям. Ряд деятелей и экспертов считают, что даже для властей стало бессмысленным держать под стражей оппозиционных политиков, явно по политическим мотивам.
Однако, несмотря на меняющийся внешний фон, по мнению ряда экспертов, властный лагерь Армении инерционно может попытаться все-таки фальсифицировать итоги выборов. В пользу этого утверждения говорит хотя бы то, что одним из действенных способов достижения нужного результата является в том числе и налаженная машина незаконных механизмов.
Противостоять этой системе может только высокая активность и решительность самих избирателей. Заметим, что Караханян считает, что «в этом случае избиратели смогут не гонятся за мелкими подачками и подкупами криминальных олигархов, не унижаться перед полуграмотными персонажами, которые их же и продолжают грабить и буквально за очень короткий срок почувствовать свою выгоду во всех отношениях. Подобный электоральный провал властей не удивителен и связан не только внутренней репрессивной политикой, но и общей политической и экономической атмосферой в стране. Многие граждане не могут понять, почему в стране нельзя создавать равные условия для карьеры и бизнеса, и идти по пути создания технологического и инновационного общества. Вместо этого правители, не стесняясь, создали касту неприкасаемых из числа своих родственников и приближенных, пытаются кормить граждан пустословием, плачутся, что упали внешние трансферты частных лиц, аж на 30%, то есть вся созданная криминально-олигархическая система, кормящаяся за счет денег работающих граждан страны зарубежом, недополучит несколько десятков миллионов. Более того, в стране усилились тенденции раздела крышевания бизнеса и разборок между кланами властного лагеря, что приводит к взрывам производств на предприятиях с летальными исходами невинных людей», - полагает Караханян.
Что касается самого АНК, то он регулярно проводит в кварталах Еревана встречи с избирателями. Встречи эти очень многолюдны и воодушевляющи и будут продолжаться до 28-го мая. 29-го же мая в центре Еревана, у Хранилища древних рукописей Матенадарана состоится финальный общереспубликанский митинг оппозиции. Однако финальным он будет для предвыборной гонки. Будет ли он финальным в глобальном смысле этого слова – будет зависеть от того, внемлют ли, наконец, власти призывам своего народа и международного сообщества и решаться ли наконец на проведение свободных и справедливых выборов…